Июн 112018
 

Посмотрела семейную драму August: Osage County (в нашем прокате «Август») по одноименной пьесе 2008 года, за которую автор Трейси Леттс получил Пулитцеровскую премию. Двое старых людей в большом старом доме: муж, который цитирует Т. С. Элиота — «Жизнь очень длинна», и больная раком жена (Мэрил Стрип), для которой эту жизнь делают немного более выносимой не стихи, а таблетки, очень много таблеток. Мужчина вдруг пропадает. К женщине приезжают три дочери и сопутствующие родственники. Ну а дальше начинается мучительный фестиваль внутренних и внешних конфликтов под названием «возвращение в семейное гнездо».

С семейными драмами у меня давняя история: я специально их никогда не ищу, но они находят меня сами и производят сильное и долгое впечатление, начиная с «Будденброков» и «Саги о Форсайтах» в раннем студенчестве и заканчивая «Патриком Мелроузом», последнюю серию которого я прямо боюсь смотреть, потому что очень переживаю, справится ли главный герой. Может, это всё потому, что я больше всего на свете люблю смурные герметичные детективы, а прятанье скелетов в семейных шкафах — это самый герметичный из детективных сюжетов, и определённо невесёлый. А может, просто из-за склонности застревать в прошлом. В общем, «Август» меня тоже слегка приложил.

Фильм о женщинах. Старая мать, цепляющаяся за остатки власти матриарха, не умеющая выразить любовь, но по-своему ее испытывающая. Три дочери: старшая, сильная (Джулия Робертс офигительна), средняя, слабая (Джульетт Льюис; как будто её героиня из «Прирождённых убийц» пытается успеть получить причитающееся ей счастье) и младшая, тихая (менее известная Джулиана Николсон). Пока смотрела, не раз вспомнила «Судью» с Дауни, который вышел примерно в то же время, и невольно их сравнивала. В «Судье» похожая вроде бы диспозиция, но он в сравнении с «Августом» более приглаженный, сдержанный, даже респектабельный. Более мягкий и обнадёживающий в каком-то смысле. И ещё «Судья» чётко делится на первый план, где отношения между отцом и одним из сыновей, и фон, где всё остальное. А «Август» — при том, что героини Мэрил Стрип и Джулии Робертс определённо в центре и они тоже бьют друг по другу умнее и больнее всего, — не концерт для виртуозов-солистов и аккомпанирующего оркестра, а камерный ансамбль, где все партии одинаково важны, даже если поначалу этого не видно.

Актёрский состав очень крут. Женщины ярче, но мужчины тоже отличные. Небольшую роль отца исполняет драматург Сэм Шепард, ни много ни мало. Ещё есть Эван МакГрегор, Крис Купер (стремный сосед-военный из «Красоты по-американски» — тут он говорит лучшие слова во всём фильме), Бенедикт Камбербэтч (роль небольшая, но у него тут герой, по своим качествам противоположный самым известным его ролям, и за недолгое время он успевает вызвать чувство какой-то неловкой, смущённой теплоты). В роли представительницы юного поколения женщин этой семьи — Эбигейл Бреслин с большими внимательными глазами, похожая на волчонка.
А режиссёр, Джон Уэллс, оказывается, был продюсером «Белого олеандра» (2002), тоже про материнско-дочернее. В своё время несколько раз пересматривала.

Помимо универсальной семейной драмы в фильме есть еще один слой — очень американский, полный локальных символов, деталей. Вроде бы понимаешь, что они рассказывают о чём-то важном, но этого языка ты не знаешь. В этом плане я зачиталась рецензией женщины-критика из США. Он пишет, что выросла в Техасе — соседнем штате с Оклахомой, в которой находится этот самый округ Осейдж, что у неё тоже есть такие своенравные родственницы, которые до сих пор живут в глубинке, и в «Августе» она увидела призраков прошлого. «Среди примет американского Юга, показанных в фильме Уэллса, — чай со льдом; обветшалые летние террасы; невыносимая сорокаградусная августовская жара; исторически сложившиеся напряжённые отношения между колонистами и коренным населением; жаркие споры, которые разрешаются при помощи езды по пыльным дорогам; вездесущие баптистские церкви на углах улиц; курение в помещении; начёсы на волосах; обои с крупным цветочным орнаментом; покупные кексы в пластиковых контейнерах. А, и ещё дисфункциональная ожесточённость».

Рецензия вообще содержательная: там и о древнегреческом мотиве возвращения, и о том, как строки «Полых людей» Элиота обрамляют фильм («Вот как кончится мир / Вот как кончится мир / Не взрыв но всхлип»), и о многих других моментах, связанных с американской культурой. И там же есть картина Эдварда Хоппера, которую я раньше не видела:

(«Дом у железной дороги», 1925)

Почти всё действие фильма происходит в таком вот доме последи плоской пустоты, обжитом и ненужном.

https://rifrazione.livejournal.com/267809.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика