Июн 292015
 

Долго у меня веки не подымались посмотреть легендарно-эпохальный фильм 1927 года "Метрополис", режиссера Фрица Ланга. Потому что фильм, с одной стороны так растащен на цитаты по другим фильмам, разной степени современности, по музыкальным клипам, картинам, комиксам, книгам и литературоведческим статьям, что кажется, будто ты его уже сто раз видел. А с другой, как обычно, посмотреть было не с кем. Вот странно, читают мои отчеты об этих фильмах очень даже хорошо, а смотреть их никто не хочет.

Вчера я наконец-то рискнул его включить и два с половиной часа с удовольствием не отлипал от экрана. Самое примечательное в "Метрополисе", что, по нынешним меркам, его, конечно, следует относить к категории арт-хауса. Ибо такое кино могут смотреть только интеллектуальные фрики, вроде меня. Однако в отличие от арт-хауса современного, в этом фильме действительно есть смысл, его много, и он понятен при всей его многослойности. Так вы, духовно-ленивые задницы, смотреть это кино не будете, я вам сейчас про него расскажу.

Итак. Фильм "Метрополис" заслуженно считается одной из недосягаемых вершин немого кино, фантастического кино и немецкого киноэкспрессионизма. Бюджет фильма был по тем временам огромен, в массовке были задействованы десятки тысяч человек. Но лично меня больше всего впечатлило, что визуальные образы будущего, созданные в этом фильме, продолжают доминировать в фантастическом кино до сих пор: вот, буквально, до самых последних, самых современных фантастических фильмов. Да, и не только фильмов. "Метрополис" задал направление развития графическим романам, книгоиллюстрации, сценической декорации.

Оригинальная лента имела хронометраж в два с половиной часа. Но сразу после премьеры она была укорочена на час, от чего потерялись большинство сюжетных линий и утратилась связность повествования. Собственно, на последующую кино- и изобразительную культуру оказала влияние именно эта, кастрированная, версия. Потому что единственная сохранившаяся полная копия была найдена только в 2008 году в частной коллекции в Южной Америке, в очень плохом состоянии - ее даже не удалось восстановить полностью. Так что именно сейчас в 2010-х годах у нас появилась возможность посмотреть этот фильм целиком.

В целом, кино начинается как стандартная для нас антиутопия. Показан огромный город. Человечество в нем разделилось на две непересекающиеся касты: рабочие живут в многоэтажном подземном городе, где обслуживают машины, которые обеспечивают жизнь верхнего города - там живет высший класс, хозяева жизни. А еще выше, на вершинах километровых башен создан еще один город, рассчитанный всего на несколько сотен особых хозяев - это те, кто непосредственно управляет всей жизнью города.

Вот рабочая смена отправляется в бездну:

А вот Клуб Сыновей. Это особая часть самого верхнего города, где живут сыновья хозяев хозяев, проводя время в здоровых развлечениях вроде спорта и секса. Девушек на ночь для них отбирает особый специалист-распорядитель по большому конкурсу и только из верхнего города. (Кстати, эта антиутопия подчеркнуто патриархальна)

Среди этих беспечных молодых людей живет и развлекается Фредер, сын Йо Фредерсона, главного человека в этом городе, его единоличного властителя. Вот, как раз сцена отбора очередной молодой самочки для него на эту ночь. Даже сиське немного видно:

Но революционный характер мажора-Фредера уже начал проявляться. Он отвергает заботливо подобранную ему для поебушек опытным распорядителем самку и выбирает из толпы желающих другую шоб я так жЫл, пожопастее:

И тут происходит непредвиденное. В эти райские висячие сады впирается толпа грязных детишек из нижнего города, во главе с пионервожатой. Кстати, нужно заметить, что никаких охраняемых границ между уровнями нет. Разделение классов держится не на силе, не на штыках. Каждый и правда знает свое место и готов жить своей жизнью. Более того, один раз даже прямо заявляется, что у нижнего есть шанс стать верхним, и что верхние - это братья нижних. В общечеловеческом смысле, конечно.
Ну, и, конечно, окруженный похотливым на все готовым бабьем Фредер тут же влюбляется во впервые увиденную им настоящую женщину - замарашку из рабочего подземелья, причем без сисег. Типичное рыбье-овечье лицо красавицы немого кино:

На детей и красавицу-замарашку шикают и просят уйти - не время мол, господа ибаца собрались-с. Она уходит. А Фредер, охваченный страстью, клянется ее найти и сбегает из райских кущ под землю. Да-да, мотив Орфея. А заодно Будды. Потому что живший в неге и роскоши Фредер впервые видит настоящую жизнь рабочих: в говне и грязи. Люди буквально умирают за рычагами машин, выполняя (что очевидно для современного зрителя) совершенно бесполезную и бессмысленную работу:

Машина представляется Фредеру жестоким богом, которому приносятся человеческие жертвы. Это нужно запомнить, потому что в дальнейшем этот мотив получит неожиданное развитие.
А пока фалломорфирующий Фредер бежит к своему папе, чтобы рассказать, какой там внизу ужас-ужас-ужас.
Надо сказать, что диктатор города Йо Фредерсон выглядит интеллигентным чувствительным мужчиной, явно любящим своего сына и даже сочувствующим судьбе рабочим. Но "Jedem das Seine" и "Arbeit macht frei".

Папа вежливо посылает сынка обратно в райские кущи, а заодно увольняет одного из подчиненных. К сыну же тайно приставляет шпиона - следить, чтоб ничего себе эдакого не позволял. Но сын снова смело сваливает вниз, находит там первого попавшегося работягу, помирающего за странным пультом вроде часовых стрелок, и уговаривает на время поменяться с ним одеждой и личностями:

Работяга (по имени, что характерно, Григорий 11811) соглашается. Он договаривается ждать Фредера утром в условленном месте, но найдя в кармане барской одежды много бабла - просто сворачивает в квартал любви Йошивара и идет по блядям.
А Йо Фредерсон меж тем навещает старого друга, изобретателя Ротванга, у которого он однажды увел бабу - мать Фредера, которая на момент событий фильма уже давно двинула коней. Ротванг - типичный безумный ученый, самый шаблонный персонаж этого фильма.
- Такой мозг, как твой, Ротванг, должен уметь забывать, - говорит Йо.
- Я только однажды что-то забыл, Йо, - говорит Ротванг, - Я забыл, что ты мужчина, а она была женщиной.

Таким образом, их совместная возлюбленная Хель предстает в образе охотницы то ли за кошельком потолще, то ли за хером побольше.

Так или иначе, Ротванг (у него кстати модный бионический протез вместо правой руки, Карл!) создал андроида, которому намерен придать внешность Хель, чтобы потом жить с любимой нувыпонели. Зацените дизайн андроида. По сути, все последующие андроиды в кино, вплоть до этих ваших Чаппи и Терминаторов напрямую опирались на этот визуальный образ (можете сравнить с общепринятым в те времена представлением о роботе):

Меж тем в тайных катакомбах ниже нижнего города находится древний христианский пещерный храм, в котором святая девушка Мария проповедует любовь к ближнему. Согласно ее пророчеству, скоро придет избранный, посредник, который вновь соединит разорванные социальные классы - Руки и Мозг. Конечно, эта телуха и есть возлюбленная замарашка Фредера, а он, естественно, Избранный.

А папаша Фредерсон с Ротвангом наблюдают за происходящим тайно, и у них рождается диавольский план: дать андроиду Ротванга внешность вот этой святой Марии. Для этого Марию отлавливают, раздевают догола и запихивают в специальный копировальный аппарат. Сцена переноса внешности Марии на андроида - одна из самых узнаваемых в мировом кино:

Пока суть да дело, Фредер забредает уже в настоящий храм и слушает там проповедь о приближении апокалипсиса, а именно - фрагмент о явлении Вавилонской Блудницы.

Для проверки телко-андроида сначала засылают на тусовку к сливкам общества - к первой сотне "решающих" мужиков. Она пляшет перед ними диавольски соблазнительный танец (на современный взгляд, детски невинный и даже смешной), а они смотрят на нее вот так:

И тут возникает сразу несколько интересных смысловых пересечений.
Во-первых, нам показывают совершенно фантастическую ситуацию для того времени: человеки вожделеют машину. Массово.
Во-вторых, машина, которую они вожделеют, является им в виде Вавилонской блудницы, в виде причины и провозвестника конца их мира. Образ робо-бляди, конечно, растиражирован в более позднее время в самых разных вариантах. Но что Вавилонская Шлюха будет именно машиной, оставаясь при этом шлюхой - этот мотив оказался для поп-кинематографа будущего слишком сложным.
В-третьих, эта машина имеет еще и черты Антихриста, потому что в фильме подменяет собой истинного пророка - святую деву Марию. Напрямую этот мотив также не был воспринят последующими поколениями кинематографистов, однако рободьявол из "Футурамы" в свете "Метрополиса" уже не выглядит таким оригинальным.

Йо Фредерсон ставит перед Робоблядью задачу: разрушить рабочее движение, набирающее обороты глубоко под землей. В данное время гнев рабочих сдерживается увещеваниями Марии, которая убеждает их дождаться Посредника. Робоблядь, явившись рабочим под видом Марии, объявляет что Мессия-Посредник не придет, пора брать судьбу в свои руки. И поднимает бунт. Против машин. Машина поднимает бунт против машин. Этакая суицидальная суть роботизации.

Она очень убедительна:

Кстати, она заодно приказывает убить Фредера, но он отбивается и сбегает.

Рабочие ломают машины и прорываются к Машине-Сердцу, которая на деле оказывается просто насосом, который не дает затопить нижний город. Главный механик Машины-Сердца успевает закрыть бронированные двери, но Йо Фредерсон приказывает ему впустить толпу. В этой сцене появляется, как я понял, самое древнее киноизображение видеотелефона:

Рабочие ломают Машину-Сердце, город затапливает к ебеням. Настоящая Мария спасает детишек, а толпа ловит Робоблядь, чтобы сжечь:

Ее затаскивают на баррикаду, привязывают к столбу и ахуевают, когда с андроида слезает покрытие. Оказывается, их обманула и повела за собой машина. У рабочих опускаются руки.

А вот дальше происходит и вовсе нетипичная вещь для фантастических антиутопий: хэппи-энд. Появляется настоящая Мария, Посредник и они вместе с Фредерсоном и рабочими договариваются восстановить город и создать более совершенное общество. Традиция счастливого конца, как мы видим, в истории фантастического антиутопического кино решительно не прижилась.

Я упустил еще кучу интересных сцен: как Фредер дрался на высокой башне с роботизированным Ротвангом (очень напоминало сцену рукопашной с Вейдером), как великолепно действовал шипон Фредеросона, нейтрализуя лишних людей, как 11811 пожертвовал жизнью за Фредера и т.д. и т.п.

Вы зря не смотрите такие фильмы. Из них дышит история.

http://kumir-millionof.livejournal.com/808109.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика