Май 022014
 




пишет Лев Яруцкий:

В одном из писем известного писателя Бориса Горбатова Леониду Лукову есть такие шутливые строки: «В общем, вы тут «национальный герой». В Мариуполе хотели соорудить памятник Вам возле Вашего дома, но не знают, где этот дом и где эта улица».

Когда в наш город приехала сестра Л.Д. Лукова, она повела меня на оживленную Митрополитскую (в то время улица носила имя Карла Либкнехта) и показала малоприметный дом, отмеченный лишь скромным коммунхозовским номером «18», в котором 2 мая 1909 года родился будущий народный артист Российской Федерации, заслуженный артист Узбекской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий СССР Леонид Луков.

Его творчество настолько значительно, что невозможно написать историю советского кинематографа, не уделяя почетного места фильмам нашего земляка. «Большая жизнь» и «Два бойца», «Александр Пархоменко» и «Это было в Донбассе», «Рядовой Александр Матросов» и «Олеко Дундич», «Две жизни» и «Разные судьбы» — вот далеко не полный перечень фильмов, начинающихся с титров: «режиссер-постановщик Леонид Луков». Среди перечисленных произведений есть и такие, которые справедливо считают классикой советского кино.

Непрестанные творческие поиски приводили этого большого мастера в самые различные края огромной страны. Он работал во многих городах и побывал «в разных странах иностранных». Но был край, которому он отдал всю любовь своего сердца, всю силу своего таланта. Это – Донбасс, певцом которого справедливо считают Леонида Лукова. И был город у моря, любимый и незабываемый – Мариуполь. В статье «Как я стал режиссером» он писал: «Мне вспоминается дом, в котором я родился, улицы, по которым бегал босиком, ровный шум морского прибоя и степи – дали просторных донбасских степей, куда меня тянуло всю жизнь неудержимо».

Он был сыном мелкого банковского служащего. Большая семья не имела своего жилья и едва сводила концы с концами. Свою трудовую деятельность Луков начал в двенадцатилетнем возрасте.

Одновременно Луков учился в электропрофтехшколе (ныне Мариупольский индустриальный техникум).

В те годы на центральной улице Мариуполя было два кинотеатра, или, как их тогда называли, иллюзиона. Нередко можно было видеть высокого черноволосого юношу, спешащего с жестяными коробками из одного кинотеатра в другой. Это был Леня Луков, страстно влюбленный в молодое искусство кинематографа. Для того, чтобы бесплатно смотреть все фильмы и не пропускать ни одного из них, он обязался носить коробки с лентами из «Гиганта» в «XX век», обеспечивая демонстрацию одной и той же картины на двух экранах одновременно.

Сарра Давыдовна Лукова передала мне машинописную копию заявки на книгу «Как я стал режиссером», которую Леонид Давыдович собирался, но не успел написать. В этом документе есть любопытные строки о мариупольской юности Л. Лукова:
«Повествование начнется с юношеских лет, когда, увлекаясь искусством, я поступил в мариупольский драмкружок «Юный актер». Пусть покажется сейчас невероятным, но в 14 лет я уже играл Чацкого.

С улыбкой припоминаются далекие годы юности и думается, что немало веселых историй можно восстановить в памяти о наших вечных репетициях (из-за отсутствия помещения) на берегу Азовского моря, и гастроли в близлежащие села, которые не приносили нам ни славы, ни денег. Но как судьба ни наказывала, ни испытывала, мы были верны искусству и не покидали свой драмкружок, несмотря на занятость в школе и на работе на заводе».

Вдобавок к перечисленному Леня Луков в Мариуполе увлекался еще и сочинительством. Немало тетрадей было исписано учеником электротехника эстампажного завода (ныне мариупольский завод «Октябрь»), одно произведение за другим посылал он в различные редакции. «И когда один из моих рассказов, — вспоминал он впоследствии, — вдруг был напечатан в газете «Наша правда» (так назывался тогда «Приазовский рабочий» — Л.Я.), я обрел неимоверную уверенность. Это я вспоминал не раз в трудные моменты сомнений, с каждым годом посещавшим меня все чаще и чаще».

Он был среди первых членов литобъединения, действующего и поныне как литературный клуб «Азовье» при редакции «Приазовского рабочего».

Леониду Лукову было лишь 17 лет, он учился еще на рабфаке и работал грузчиком на табачных складах, когда только что родившаяся Киевская киностудия приняла его первый сценарий «Ванька и Мститель». «Он, пишет один мемуарист, — обладал замечательным качеством объединять вокруг себя даровитую молодежь. Большое чувство юмора, ярко выраженная талантливость уже тогда были оценены в коллективе».

Этот романтик, ходивший в латаных штанах, но видевший прекрасное будущее, вскоре стал автором многих обративших на себя внимание фильмов: «Родина моя — комсомол», «Накипь», «Итальянка», «Я люблю». Две последние ленты положили начало знаменитому циклу художественных картин Леонида Лукова о шахтерском Донбассе.

«Донбасс, — говорил он, — край сильных людей, людей с красивой душой и великим сердцем». Такими явились перед зрителем донецкие горняки в первой серии «Большой жизни» (1940). Она сразу покорила зрителей атмосферой жизненной правды, яркими человеческими характерами. Особый успех имел этот фильм в городах и рабочих поселках Донбасса. На него шли целыми семьями, шли как на большой праздник. Этот фильм стал долгожителем наших кино- и телеэкранов.

То, что создано Леонидом Луковым во время Великой Отечественной войны, стало духовным оружием в руках сражавшегося народа. Известен эпизод, который произошел при сдаче «Александра Пархоменко» (1942). Присутствовавшие на просмотре представители военного командирования предложили срочно подготовить вариант фильма на украинском языке для отправки его в партизанские соединения. Это было связано с немалыми трудностями, но задание командования выполнили в кратчайший срок, и уже летом 1942 года «Александр Пархоменко», по выражению зрителя, «громил гитлеровцев».

Еще больший успех выпал на долю картины «Два бойца» (1943). Вот отклики выдающихся мастеров кинематографа об этом творении нашего земляка.

Сергей Юткевич: «Отрадно видеть и ощущать, как растет и крепнет талант Лукова, фильм сделан с прекрасной скромностью, которая всегда является признаком настоящей силы…».

Григорий Александров: «Режиссер Л. Луков создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонек юмора» освещает события ласковым и приятным светом…».
Всеволод Пудовкин: «Художников, которым даются такие картины, следует всячески поддерживать».

Он был человеком редкой доброты и отзывчивости. «Большое внимание Луков уделял работе с актерами», — лаконично сообщает энциклопедия. Подробно и задушевно рассказывают об этом снимавшиеся у него артисты, заслужившие всенародную любовь. Жалею, что не могу привести все эти удивительные признания в любви и уважении. Многие из них я слышал лично от учеников Леонида Давыдовича, приезжавших на гастроли в Мариуполь.

МАРК БЕРНЕС: «Никогда ранее, да и впредь мне не приходилось в жизни встречать режиссера, который умел бы так проникать в душу актера, как это умел делать Леонид Луков».
ЛЕВ СВЕРДЛИН: «Всегда он хлопотал о ком-то: о вдове погибшего на фронте воина, то о нуждающихся детях, то о заболевшем товарище. Встретившись с Луковым на съемочной площадке, я смог по достоинству оценить его высокий профессионализм, его темперамент большого художника и редкостное умение пробуждать в актере творческую инициативу».
ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ: «Участвуя в двух картинах Лукова, я восторгался удивительной увлеченностью постановщика, который ежедневно – все 24 часа – находился в творческом поиске. Его самоотверженность подкупала всех, и я, тогда молодой актер, учился у него предельной взыскательности к себе, поистине трепетному отношению к труду».
Каждый раз, когда работа над фильмами проходила в Донбассе, Леонид Давыдович в день отдыха привозил творческий коллектив на Азовское море.
- Поедем в Мариуполь, — говорил он, — я покажу вам свой родной город.

Рассказывают, что в один из таких приездов кортеж автомобилей остановился на улице Карла Либкнехта у дома номе 18. Оживленная толпа артистов высыпала на щербатый тротуар, слышались шутки, смех. И Борис Горбатов, лукаво поблескивая стеклами очков, сказал:
- Вот увидите, друзья, пройдет какой-нибудь десяток лет, и на этом доме появится мемориальная доска: «Здесь родился и жил величайший кинорежиссер мира Леонид Луков».
Артисты зааплодировали: шутка была принята.
Сегодня в Мариуполе водители многих троллейбусных маршрутов объявляют остановку: «Кинотеатр имени Леонида Лукова».
Он находится на главном проспекте родного города выдающегося кинорежиссера.

Лев ЯРУЦКИЙ

2010 год
У кинотеатра им. Лукова похитили имя
Воспользовавшись юридической лазейкой
Вчера к городскому голове Юрию Хотлубею с просьбой вернуть кинотеатру «Лукоморье» старое имя Леонида Лукова обратился депутат Мариупольского городского совета от КПУ Александр Фоменко.
Он отметил, что новые собственники кинотеатра нарушили условия договора о передаче его в аренду. Согласно существующим договоренностям, кинотеатр обязан был сохранить не только сеансы для детей, но и название.
«Я не против названия «Лукоморье». Я против того, чтобы депутатов городского совета обманывали городские чиновники!» - возмутился Александр Фоменко.

Однако Юрий Хотлубей заметил, что чиновники никого не обманывают. «Если кто-то проявил инициативу из тех, кто взял кинотеатр в аренду, то это неправильно. Мы на координационном совете рассматривали и осудили эти действия и определились таким образом, что название кинотеатра остается — имени Лукова».
Напомним, что кинотеатр на протяжении 30 лет носил имя уроженца Мариуполя Леонида Лукова — советского кинорежиссера, сценариста, народного артиста РСФСР, дважды лауреата Сталинской премии второй степени. Однако после реставрации от этого названия остался только корень «лук» — он был переименован в «Лукоморье». Это название фигурирует как на вывесках, так и на афишах кинотеатра. Правда, бюст Леонида Лукова, который украшал детский кинотеатр, новые хозяева выбрасывать не стали, а установили в холле.
В то же время руководство кинотеатра удивлено требованиям властей вернуть ему старое название. «Вообще-то, имя кинотеатру никто и не менял, - сообщили 0629 в «Лукоморье». - Это кинокомплекс, который включает в себя и кинотеатр, и ресторан, и летнюю площадку, называется он «Лукоморье», а сам кинотеатр носит имя Лукова».
В руководстве кинокомплекса заверяют, что не их вина, что на всех афишах кинотеатр называют «Лукоморье», а Лукова он остался лишь на бумаге.

источник

http://nashenasledie.livejournal.com/3013862.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика