Дек 142017
 

Недооценка и переоценка - это одна и та же реакция. Те, кто говорит "Это чепуха, жвачка для мозгов", спорят с теми, кто кричит "Это величайшее событие в истории!". Неправы и те, и другие. Это просто фильм. Его смотрят и радуются...Просто многие склонны воспринимать такие вещи всерьез и слишком увлекаться. Нет бы понять, что надо просто любоваться - как закатом. Не стоит беспокоится о его смысле. Достаточно сказать "Вот ведь здорово!". (с) Джордж Лукас

Утром сходил на премьерный показ "Последних джедаев" (8-го номерного эпизода "Звездных войн"). Заявленый в трейлере тезис "Джедаям пора положить конец" не обманул. Старый джедаям таки положили конец.
Давеча, Мэйл.Ру выпустило свое исследование на тему того, какова аудитория "Звездных войн" в России. Вопреки расхожему мнению, дети их смотрят без особого энтузиазма. Основная аудитория от 25 до 35 лет. И эту картину мог сегодня пронаблюдать в кинотеатре, где практически не было детей, а были как раз люди от 20 до 40, плюс несколько человек за 40. Дети 80-х и 90-х выросли на эти фильмах и интерес к этой истории остался, чему свидетельством являются колоссальные кассовые сборы этой достаточно бесхитростной истории про борьбу добра со злом.

И если прошлый эпизод копируя "Новую надежду" пытался играть на ностальгии старых фанатов (а ностальгия оказалась прибыльной - фильм собрал более 2 млрд. долларов в прокате), то "Последние джедаи" несмотря на все отсылки и обильный фан-сервис, хоронят франшизу в прежнем ее понимании. Если "Пробуждение силы" просто копировало многие идеи и старалось не слишком уходить в сторону от заданных форматов, если "Изгой-Один" показал, что в этой вселенной можно снимать вполне нормальные военные драмы, то "Последние джедаи" решительно и бесповоротно рвут со старыми частями, причем так, что у старых фанатов изрядно пригорит от увиденного. Основная проблема фильма заключается в его сценарии и с учетом неизбежных сравнений с "Империей наносит ответный удар", эта разница будет особенно заметно, хотя там формально сюжет тоже создавался без каких-то глубоких философских посылов.

Режиссер связался с пожилой Брэкетт, которая тогда жила в Лос-Анджелесе, и предложил ей написать "Звездные войны-2"
- Вы когда-нибудь писали киносценарии? - спросил ее Лукас.
- Да, - без затей ответила Брэкетт и начала перечислять свои работы, в ряду которых были "Рио Браво", "Эльдорадо", и "Глубокий сон", написанный вместе с лауреатом Нобелевской премии Ульямом Фолкнером.
Повисла неловкая тишина.
- Вы та самая Ли Брэкетт?!
- Да, - ответила она. - Разве вы не поэтому меня позвали?
- Нет, - признался Лукас. - Я пригласил вас потому, что вы пишите бульварные романы.

Цитаты из книги "Тайная история Звездных войн" http://colonelcassad.livejournal.com/2604298.html

Далее, спойлеры.

Сценарное продолжение событий эпизода 7 оставило скорее больше вопросов, чем ответов. Политическая ситуация в Галактике завалена полностью.
Повстанцы победив Империю про...теряли все полимеры, а Новая Республика развалилась от уничтожения одной планетарной системы? Куда все подевалось? Где армия? Флот?
Откуда и зачем Первый Орден, по-прежнему не объясняют, в результате чего получается куча косплееров Империи на минималках во главе с  клишированным недо-Палпатином, истеричным недо-Вейдером и пафосным маньяком во главе армии, которую спонсирует....бизнес Новой Республики. На фоне антагонистов оригинальной трилогии и даже трилогии приквелов, новые злодеи в конечном итоге существенно уступают по харизме, глубине и мотивации. Оппоненты Первого Ордена ничем не лучше - сама логика, что огромная Республика, ведет руками Сопротивления войну против Первого Ордена, разрушается о масштабы "Сопротивления", которое сжимается до размеров 1 крейсера, нескольких фрегатов и пачки бомберов и истребителей. И это на фоне рассказов про то, что Первый Орден рассылает по Галактике свои легионы для захвата планетарных систем.
В отличие от Запада, у нас больше любят приквелы, где было много про политику, войну и устройство этой вымышленной вселенной. И при всех огрехах диалогов, у Лукаса получалось более логично описывать мир "Звездных войн" с точки зрения правил этой вселенной. Сценаристы "Последних джедаев", активно передирая куски из старой трилогии или оставляя отсылки на известные эпизоды, логикой похвастаться не могут, в результате чего, логичной картины мира тут просто не возникает.

Начинается фильм с достаточно камерной битвы, где малыми кораблями уничтожается дредноут, который забыли вооружить орудиями для отражения атак малых целей (хотя казалось бы все предыдущие события намекали на то, что именно от малых целей идет наибольшая угроза). Абсурд ситуации усугубляется тем, что дредноут в космосе пытаются бомбить такие себе утюги-бомбовозы, которые сбрасывают бомбы аки бомбардировщики 2-й мировой войны раскрывая бомболюки в космосе (протонные торпеды и ионные пушки - нет, не слышал). И таки уничтожают, при подавляющем превосходстве оппонентов в тяжелых и малых кораблях. Командование оппонентов выставлено полными кретинами в худших традициях "черно-белого" кино.

Далее начинается и вовсе лютый треш. Остатки флота "сопротивленцев" удирают от недо-империи, но так как противник отслеживает их гиперпрыжки через каждые 30 секунд (привет "Звездному крейсеру Галактика", эпизод "33"), они решают улетать от врагов на досветовой скорости, а те лениво пытаются их догнать, постреливая по щитам и ожидая, когда у тех выйдет горючее. Идут часы, дни. Пока развиваются другие события фильма, все руководство Первого Ордена во главе с ударными силами флота, гоняется за 1 крейсером и 2 фрегатами, на которых скрывается несколько сотен человек. А в этом время где-то якобы разворачивается масштабная кампания. При этом не пытаются нагнать бомбардировщиками убегающие корабли и вывести из строя их щиты и двигатели.

Один из героев проворачивает хитрый план - он сбегает на другую планету, находит там хакера, возвращается, проникает на флагман Первого Ордена, чтобы отключить следящее устройство (чтобы прекратить эту унылую погоню), не отключает и чудом спасается. Сценарного толку от всей этой беготни ровно ноль, так как они ни к чему не приводит. Просто приключения ради приключений, которые не развивают сюжет совсем. На фоне старых эпизодов совсем печально.
Второстепенные герои также не радуют. Фазма оказалась худшим второстепенным злодеем за 9 фильмов, азиатка, которой уделена значительная часть хронометража, скорее всего появилась в фильме исключительно для повышения кассы в Юго-Восточной Азии и Китае.
И так далее в том же духе, заканчивая бредовым тараном посредством гиперпрыжка. Как говорится "А что, так можно было?". Зачем тогда нужны были балаганы со "Звездами Смерти", задай любому крейсеру координаты в центре станции, запусти и наблюдай за огненным шаром. В общем, сценаристы смело кладут на правила созданной Лукасом вселенной. Ну и полеты в космосе без скафандра также выглядели предельно странно.

Есть конечно и светлые пятна, в основном связанные с неплохим юмором и даже стебом над "Звездными войнами". Но выглядит это скорее как попытка прикрыть творческую импотенцию сценаристов, которая проглядывается даже через щедро рассыпанные по фильму шутки (они достаточно бесхитростные, но в ряде моментов было действительно смешно).
Инородным телом, как будто заскочившим на огонек из приквелов, стали эпизоды с Дель Торро, который за свои 5-7 минут на экране выглядит как актер на порядок лучше всего прочего актерского состава. С ним же связан и пожалуй лучший момент фильма, когда просматривая бортовой журнал украденного корабля, он отмечает, что владелец наживался на поставках оружия Первому Ордену", а потом обнаруживает в памяти корабля чертежи X-Wingа и замечает, что "Этим он тоже поставлял" (намекая на то, что владелец поставлял оружие обеим сторонам конфликта), после чего рекомендует одному из главных героев "Не быть винтиком в этом механизме", где опереточная война кровавых фриков-косплееров и неспособных к самообучению межзвездных демократов, ничем хорошим для Галактики закончится не может, а наживаются на ней совсем другие существа, которых в фильмах про мужиков с лазерными мечами обычно не показывают, особенно после того, как зритель начал жаловаться, что Лукас начал нагружать мозги "своей политикой". Но далее эту тему особо не развивают, ибо это уже лукасовщина пойдет, который в своей скрытой критике администрации Буша намекал на то, что между Республикой и ее врагами, на деле, не так уж много различий, и войны ведутся в интересах Банковских кланов, Торговых федераций, продажных сенаторов и прочих сливок галактического общества, которые активно участвуют в гражданской войне идущей несколько десятилетий и опустошающих планеты с обычными людьми и ксеносами.


Последний фильм Керри Фишер.

Ну и касательно джедаев. Тема "рыцарей света" стоящих на страже мира, исчерпала себя уже после первой трилогии, когда в последующих сопутствующих произведениях начинало появляться все больше полутонов.
В трилогии приквелов, джедаи уже были показаны с различными пороками, которые привели их к гибели. В "Изгое-Один" обошлись совсем без джедаев, а повстанцы из обычных розово-поняшных борцов за свободу, стали своеобразным конгломератом, куда входили в том числе террористы, убийцы, трусы и прочий асоциальный элемент.  Черно-белая картинка постепенно стала серой. В последнем фильме ее попытались возродить, но мотивация персонажей пафосно-фальшива. То, что работало в 80х, сейчас уже смотрится пресно и попытки выдать этот конфликт за драму, от которой зависит судьба Галактики, безбожно провисают. Отсюда и карикатурные злодеи, с примитивной мотивацией, чтобы хоть как-то оправдать тот факт, что "Сопротивление" это главное благо Галактики, который якобы очень нужды джедаи, хотя по лору, даже уничтожение ордена джедаев Империей, большинство населения встретило в лучшем случае равнодушно, если даже не с одобрением.

Вся эта беготня джедаев и ситхов за переходящим призом навязывания своей морали триллионам живых существ, в итоге приводит лишь к бесконечным войнам, страданиям и смертям, в которых прямо или косвенно повинны обе стороны, пытающиеся манипулировать своими возможностями ради своих квази-религиозных догматов. При этом, ни те, ни другие, не способны основать хоть что-то стабильное, на руинах разрушенной Империи или Республики. Казалось бы, есть огромная вымышленная вселенная, одна из самых масштабных в истории - нельзя же ее сводить к разборкам семейства Скайуокеров и узких квази-религиозных сект. Лукас в свое время попытался и его на Западе заругали, мол это неправильный вектор. Но Дисней сделал ставку на "проверенные образы" и в итоге получалась новейшая трилогия, которая по большей части паразитирует на своих предшественниках и возвращает к тему "хороших светлых и плохих темных". И вот ради этого в утиль отправили весь старый канон, попутно его обильно процитировав:

1. Битва на Хоте - битва на Крейте.
2. Обучение на Дагоба - обучение на Акто.
3. Старый Йода - старый Люк.
4. Император показывающий Люку гибель эскадры - Сноук показывающий Рей гибель траспортов.
5. Мошенник на Беспине - мошенник на планете с городом-казино

И т.д. и т.п., вплоть до демонстрации голограммы из "Новой надежды".

Технически, это весьма красивый и зрелищный фильм, с яркими (но бестолковыми) космическими сражениями, красивыми съемками  и неплохой операторской работой. Пожалуй один из наиболее зрелищных в этом году.
Музыка в целом тоже не подводит - достаточно неплохие отсылки к классическим композициям, а также вариации на тему саундтрека из "Пробуждения силы". Проблема технической части (не оценивая логику происходящего) заключается в том, что ни в визуальном, ни в музыкальном плане, фильму особо нечем удивить - просто выполнение обязательной программы типичного блокбастера в промежутке от 100 до 200 млн. долларов, тем более что многие экш-сцены весьма вторичны. Можно было бы сказать, что вот ведь гады, зажрались и вообще, это все нытье олдфагов, но даже если брать недавний "Изгой-Один", то чего столь же эпичного, как финальная сцена абордажа флагмана повстанцев, в новом фильме нет.

Эта сцена при первом просмотре была совершенно неожиданной и от того прекрасной. В новом фильме ничего столь же яркого нет.

Да, новым фильмом вполне можно любоваться, он по своему красив и динамичен, но если во время просмотра всерьез начать задумываться над логикой сюжета, то аудиовизульная магия начнет стремительно распадаться и недоумевающий зритель, который достаточно хорошо знаком с фильмами предшественниками, будет выходить из кинотеатра скорее всего с выражением "Ну, такое..." В таких случаях любят говорить, что это же кино, где надо отключать мозг. Но если вы предпочитает мозг во время просмотра кино не отключать, то в данном случае сказать "Вот ведь здорово!" не получится. Таким джедаям лучше действительно положить конец.

https://colonelcassad.livejournal.com/3872060.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика