Фев 162016
 

На днях я посмотрела картину Маттео Гарроне “Страшные сказки” (2015), поделюсь впечатлениями и попробую разобрать сюжеты. Первое и главное: фильм не детский, воспринимать его в таком качестве нельзя. Есть эротические сцены, ограничение по возрасту 16+

Второе, но тоже главное. Встречается такое заблуждение, что сказка - это что-то детское, безобидное и светлое, там обязательно есть добро, сострадание, справедливость и тому подобное, и добро при этом обязательно и бескомпромиссно победит зло. Да, таких сказок множество, и это чудесно. Но народные сказки, корни которых уходят в темные глубины веков - это иногда и нечто другое. Изначально то, что потом, много поколений спустя, стало сказкой, вообще не ставило целью учить добру и состраданию. Учило оно, это древнее протопроизведение, взаимодействию с жестоким миром, причем не столько с миром здешним, сколько - с потусторонним, который для древнего человека являлся столь же реальным в его, человека, тогдашнем восприятии действительности. Подробно об этом говорить не буду, отошлю в очередной раз интересующихся к содержанию книги Владимира Проппа “Исторические корни волшебной сказки”. И поясню, что смотреть “Страшные сказки” (а также читать старинные сказки, у которых отсутствует адаптированная литературная обработка) и нужно с этой точки зрения - не ожидая от сюжетов трансляции норм, принятых в нашем обществе сегодня. И тем не менее, мораль там есть, и она, как ни странно, вполне актуальна, о ней чуть ниже.

Далее. Фильм опирается на первоисточник - “Сказку сказок” средневекового автора Джамбаттисты Базиле. Кстати, именно так фильм и называется в оригинале. Базиле первым в Европе собрал фольклор, и считается, что такие сказочники, как Перро и Гримм, опирались на его сборник. Так как с книгой Базиле я не знакома, пока просто отмечу этот факт.

Итак, сюжет первый: королева Долины Туманов (ее превосходно играет Сальма Хайек).
Королева Долины Туманов хочет дитя, но не может забеременеть. Однажды ночью в замок приходит человек в черном и заявляет, что способ есть, однако, по закону всемирного равновесия, новая жизнь обязательно потребует чьей-то смерти. Королева даже согласна отдать свою жизнь за рождение ребенка, но черный человек успокаивает - ее смерти может и не потребоваться. Нужно лишь сердце морского чудовища, которое должна сварить девственница в полном одиночестве, а королева - должна съесть. Королевская чета соглашается, и король идет на берег моря. Чудовище король находит и убивает, однако перед смертью раненое чудище наносит смертельную рану и королю. Таким образом, то, о чем говорил черный человек, исполнено: за жизнь заплачено жизнью, но не бездушного чудища, а короля.

Сердце королева приносит во дворец, на кухне находят незамужнюю девушку. Над котлом с варящимся сердцем кухарка дышит парами, и начинает мучаться схватками. Съев сердце (в фильме это весьма колоритная сцена), в ту же ночь рожает и королева. Затем мальчиков показывают уже 16-летними: они похожи, как две капли воды, и все время стремятся проводить вместе, как братья-близнецы.

Здесь поясню, что мотив, когда женщина (часто королева/царица) хочет ребенка, а потом беременеет, съев что-либо (зернышко, рыбу и пр.), в сказках распространен. Вот русская народная сказка “Иван Быкович” из сборника Афанасьева:

“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на покормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном.”

Все так же, и решение так же приходит ночью:

“Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает, коли царица его скушает, сейчас может забеременеть.”

Рыба и водяной змей в сказках имеют одно и то же происхождение, так что и здесь все сходится.

Утром рыбаки вылавливают ерша, отдают царице, та “после позвала свою любимую кухарку и отдавала ей ерша златоперого с рук на руки.
— На, приготовь к обеду, да смотри, чтобы никто до него не дотронулся.”

И здесь запрет на приготовление волшебного средства в одиночестве. Однако:

“Кухарка вычистила ерша, вымыла и сварила, помои на двор выставила; по двору ходила корова, те помои выпила; рыбку съела царица, а посуду кухарка подлизала.
И вот разом забрюхатели: и царица, и ее любимая кухарка, и корова, и разрешились все в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, у коровы — Иван Быкович.”

Рождение у коровы человеческого сына весьма экзотично, но в остальном мотив опять схож. Сыновья родились близнецами:

“Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто — кухаркино и кто от коровы народился. Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья, Иван-царевич просит белье переменить, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович прямо на отдых ложится.”

Кстати, сцена, где королева Долины Туманов определяет по запаху, что перед ней не ее сын, а кухаркин, в фильме также показана. Так что - общий корень сказок налицо, правда, дальше сюжет развивается уже по-разному.

Королева, которая готова была на что угодно, чтобы иметь ребенка, не собирается делить сына Элиаса ни с кем, и запрещает ему видеться с сыном кухарки Ионой. Когда она понимает, что запрет не помогает, то заставляет Иону уехать. Прощаясь с принцем, Иона показывает ему источник, и говорит, что если вода в источнике помутнеет, значит, с ним случилась беда. Спустя несколько месяцев Элиас, замечая мутную воду, исчезает из дворца, отправляясь на помощь брату. Королева снова готова на все, чтобы вернуть сына, и снова, как много лет назад, в замке появляется человек в черном. Он снова напоминает королеве, что цена будет высока, и снова получает ее согласие.

Тем временем Иона лежит раненым в глубоком ущелье, он пытается выбраться, но вдруг на него нападает противное драконоподобное чудище. В этот же момент появляется Элиас, он старается вытащить брата, чудище, взглянув на него, замирает...и Элиас убивает его. Братья выбираются наружу, и Элиас оставляет Иону у дверей его нового дома. Он уходит никем не замеченным, и оглядываясь, видит, что к Ионе вышла его беременная жена и помогает тому войти в дом. В последней сцене этой сюжетной линии показана пещера, где тело чудища превращается в мертвую королеву.

Основная мысль этой сказки, как и двух остальных сюжетных линий фильма - слепая, эгоистичная жажда обладания до добра не доводит. Цена за объект вожделения будет слишком высокой, а тяжелые испытания ожидают не только вожделеющего, но и близких ему людей.

Отмечу, что Элиас не возвращает брата к себе, хотя наследует трон и становится королем, а значит может делать все, что хочет. Он оставляет Ионе выбор его судьбы.

Еще одна параллель, которая явно напрашивается при просмотре - это проблема бесплодности. Достойны глубокого сострадания женщины, лишенные возможности родить ребенка. Однако такие явления, как рынок усыновления младенцев, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение с выбором донорских клеток, Филипп Киркоров и Пугачева с Галкиным, растящие “сделанных” детей...Не потребуется ли потом за это цена, необходимая для восстановления некоего “закона равновесия”? Этот вопрос оставлю открытым, так как определить, где здесь проходит грань допустимого, тяжело. А два оставшихся сюжета рассмотрю в следующей публикации.

http://yurgita.livejournal.com/90739.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика