Фильм Светы Стрельниковой (главный приз на фестивале реального кино "Кинотеатр.DOC" в 2009-м,
приз за лучший полнометражный дебют на кинофестивале "Киношок-2009", вчера показывали на дне "Тестуры" в Москве на Первом международном кинофестивале "2-in-1"). Для меня - открытие, если не года, так уж точно, открытие осени.
Камера наблюдает за жизнью московского врача Алексея Безымянного, который днём работает в поликлинике, а по ночам компенсирует рутинное существование бюджетника, по ночам он превращается в модного промоутера. Впрочем, наблюдение - неточное определение отношений между камерой и объектом съёмок, они сосуществуют, они живут в одном ритме, в одном пространстве, настолько естественно и нестеснённо, что о существовании камеры, кажется, не подозревают и все люди, с которыми встречается Алексей. Его друзья, коллеги, его пациенты, его девушка, посетители вечеринок, которые он организует. Стрельникова почти год провела рядом со своим героем - 60 часов съёмок вместились в фильм продолжительностью 66 минут.
"Аритмия" - тоже, своего рода "Человек.doc", не театральный, а киношный. Правда характера и правда обстоятельств исключительные, при том, что вышедший к зрителям после сеанса Алексей признался: были эпизоды, когда он с друзьями шёл за режиссёром. Допустим, Стрельникова задавала тему разговора, и они начинали говорить об этом (разумеется, не было никакого заранее написанного текста). Но ведь точно так же работает интервьюер с информационным донором, когда собирает материал для вербатима - есть направление, но нет чётко проложенной дороги к заведомо известному результату.
"Артимия" - это ещё и высочайший уровень доверия к жизни, немыслимый сегодня в жанровом кино и репертуарном театре. Ты начинаешь игру, правила которой по ходу могут сложиться, а могут и не сложиться. Твой герой изменится, но ты не представляешь, как (в жизни Алексей Безымянный отказался от организации клубных вечеринок ради медицины). Отбирая материал для монтажа, ты увидишь скрытые в процессе съёмок конфликты, обнаружишь повороты судьбы, мимо которых ты прошёл вместе с героем. Такое кино - реестр побед и поражений, когда художественная форма возникает из документального содержания. Может быть, вопреки ему.