Действительно хорошее советское кино — и вы его, скорее всего, не знаете
Не будем в очередной раз обращаться к очевидной классике советского кинематографа, регулярно возвращающейся на экраны. «Старик Хоттабыч», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и многие другие отличные картины настолько глубоко вошли в коллективное бессознательное, что упоминать их лишний раз — всё равно что примерить фуражку Капитана Очевидность. В этот раз кинокритик Дмитрий Карпюк вспоминает другие детские отечественные фильмы, которые чуть менее горячо любят на телевидении, но их следовало бы увидеть большему числу зрителей.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
«Пропало лето» (1963)
Потрясающе снятая Роланом Быковым совместно с Никитой Орловым история школьника Валеры. Он прячется на чердаке у трёх своих ничего не подозревающих тёток из южного городка Курепка, пока его место занимает им же посаженный самозванец Женя, с которым Валера успел познакомиться в поезде. На самом деле лето ни у кого не пропало — обоим отдыхающим мальчишкам не удастся заскучать.
Все помнят «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова, но незаслуженно позабытое «Пропало лето» ничуть не уступает ни ему, ни картинам Жака Тати и Пьера Этекса. Эталонный образец режиссуры был отмечен почётным дипломом на Каннском кинофестивале в 1965 году.
«День солнца и дождя» (1967)
Поэтичную историю нечаянно начавшейся дружбы двоечника и отличника снял Виктор Соколов по сценарию Эдварда Радзинского. Алёша Кронов подбивает Колю Мухина не идти в школу: всё равно математичка заболела. Ребята поедят на соседском застолье, побывают на съёмочной площадке (в этом эпизоде появляется играющий сам себя Михаил Казаков) и даже посетят ресторан в обмен на джазовую пластинку.
В чёрно-белой, очень шестидесятнической по духу картине будут и ссора, и подлость взрослых, но всё закончится хорошо, а символом примирения выступит обычный апельсин. Сестру Алёши сыграла Светлана Савёлова, известная по роли тренера в комедии «Семь стариков и одна девушка».
«Приключения жёлтого чемоданчика» (1970) / «Тайна железной двери» (1970)
Нельзя сказать, что эти яркие примеры советской психоделики для детей совсем позабыты, но всё же их стоило бы вспоминать почаще.
В «Приключениях жёлтого чемоданчика» Ильи Фрэза, прекрасной экранизации Софьи Прокофьевой, на нужный лад настраивает одна только вступительная песенка — та самая, про волшебный порошок. Дальше городская сказка схлестнётся с фармакологией, и на свет появится замечательное кино. Здесь переборщившая с «волшебными конфетами» Татьяна Пельтцер отплясывает на крыше, а надышавшиеся порошка плохие подростки заходятся в смеховой истерике.
Впрочем, оказывается, сила заключается не только в аптеке: трус, который прячется под кроватью от жутких мультипликационных фантомов, даже без таблетки для храбрости готов врезать по носу обижающему девочку хулигану. Кстати, в этом фильме появляется Рина Зелёная, в ярком эпизоде в автобусе.
«Тайна железной двери» Михаила Юзовского несколько уступает без преувеличений пугающей сказке воспитания Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Но кому из юных зрителей не хотелось после этого фильма свой коробок с волшебными спичками, остров с катером и машиной, пещеру с игрушками и робота Балбеса, напевавшего: «Я не знаю доброты/Глупой, бесполезной/Я могу топтать цветы/Я совсем железный». Впрочем, у волшебника песня тоже была отличная, чего стоит только припев: «Ой, как мне ску…/Ой, как мне ску…/Прогнать бы чёрную тоску/Ой, кошки на душе скребут/Хочу смеяться пять минут».
К слову, волшебник из книги проживал не на острове, а во вчерашнем дне, и производил совсем уж инфернальное впечатление. За смех в фильме отвечает прекрасный персонаж Савелия Крамарова, гитарист-тунеядец Зайцев в белой водолазке и перстнях. Мораль сказки очевидна: всего в жизни надо добиваться самому. Понятное дело, если загадывать всякие глупости, можно в лучшем случае превратиться на время в мальчика-собаку, как вредный Гога из «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагуна.
«Дорогой мальчик» (1974)
Забористая и лихая смесь экшена, мюзикла и пародии с комиксовыми вставками поставлена режиссёром Александром Стефановичем («Пена») по пьесе Сергея Михалкова и больше всего похожа на «Приключения Электроника». Правда, здесь есть и тема международной дружбы: сына советского дипломата Жору Тимохина похищают из отеля, перепутав с Джоржем Робом-Робсоном, отпрыском американского миллионера.
Комичные образы трусоватого дяди мальчика, мистера Макинтоша (Георгий Вицин), коварной красотки (шикарная Ирен Азер), «самого главного босса», преступного мистера МакДоннела (Владислав Стржельчик) и отличные песни Давида Тухманова не должны отвлечь от главной мысли сюжета. Да, мальчики такие разные, но, как и всякие мальчишки, они легко найдут общий язык и проложат путь понимания между двумя странами. Иногда для этого достаточно лишь «выпить стакан ананасового джуса».
Сыгравший американского мальчика Сергей Крупенинов за год до фильма сыграл Дениску в короткометражной телевизионной экранизации Драгунского «Где это видано, где это слыхано», затем отличился в роли Джельсомино («Волшебный голос Джельсомино»), а потом перестал сниматься и погиб в 2012 году в возрасте 49 лет — не пережил столкновения с мотоциклом во время велосипедной прогулки.
Капитан Соври-Голова (1979)
Трогательная двухсерийная картина «Беларусьфильма» по мотивам повестей Валерия Медведева про поехавших на дачу близнецов Завятайкиных, фантазёра и выдумщика Лёшу и умницу и зануду Сашу, похожа одновременно на «Приключения Электроника» и «Петрова и Васечкина». В роли мальчиков снялся Дмитрий Замулин, а «доминирующего» его хулигана сыграл Дмитрий Иосифов, единственный и неповторимый Буратино. Взрослые иногда совсем уж отчаянно переигрывают, к детям претензий намного меньше, а к финалу второй серии история несчастливой первой любви становится настолько искренней, что впору уже доставать носовые платки.
«Лиловый шар» (1987) / «Остров ржавого генерала» (1988)
Картина Павла Арсенова по сценарию Кира Булычева является по сути продолжением самого большого успеха режиссёра, сериала «Гостья из будущего», но не смогла добиться такой же народной любви. И это, увы, несмотря на участие оригинальной Алисы, Натальи Гусевой (ныне Мурашкевич), Бориса Щербакова в роли её отца, Вячеслава Невинного в роли четырёхрукого Громозеки и искусно загримированных Виктора Павлова и Сергея Никоненко.
Не будем забывать и то, как изящно космический хоррор в духе итальянских подделок под «Чужого» превращается в русскую народную сказку с нелепыми куклами. Получился сильно уступающий «Гостье», но все же занятный феномен, да ещё и с финалом про любовь капитана Зелёного (Вячеслав Баранов) и Царевны-лягушки (Марина Летова).
Телевизионный «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко уже не может порадовать зрителя той же самой Алисой (вместо Мурашкевич здесь отдувается Екатерина Прижбиляк). Она по сюжету играет в кинопостановке про Красную Шапочку и прямо со съёмочной площадки попадает в плен к ржавым боевым жестянкам. В качестве бонуса предлагается куча роботов, похожих на скрещённые с самоварами мусорные баки, и достоверный Александр Леньков в роли механической Бабы-Яги.
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
«Когда взрослеешь — начинаешь врать и выкручиваться. Так из души пропадает детство». Клоун Олег Попов — о цирке, детстве и воспитании
Почему не стоит недооценивать классного руководителя
Как развить фантазию и воображение ребёнка. Рецепт Джанни Родари
http://melfm.livejournal.com/16359.html