Окт 022016
Антон Долин
Профессиональное
Лениво листаю рецензии коллег на «Дуэлянта» и думаю стародавнюю мысль: как же это адски сложно – написать отрицательную рецензию. И как забавно, что авторы таких рецензий часто не понимают сложности задачи.
(никого не хочу обидеть, простите заранее тысячу раз, также можете дальше не читать)
Когда ты хвалишь фильм, то говоришь о своей влюбленности – пусть мимолетной – в него. Да, возможно, в пылу страсти наделяешь фильм теми достоинствами, которых там «нет»: но что значит «нет»? Увидел ты, могут увидеть и другие, а значит, они там «есть». Или не «там», а в голове зрителя, но какая разница.
Когда ругаешь, то пишешь, в сущности, о том, чего ты там не увидел. Получается, что описываешь не свое воображение, а свою слепоту. И надо очень постараться, чтобы доказать, что в фильме – предмете интерактивном – чего-то действительно «нет». Например, смысла. Или увлекательности. Тебе было скучно? Ну а мне – нет. И так можно сказать о любом фильме на свете.
Когда хвалишь, ты можешь разбирать и анализировать, но это не обязательно. Главное – обобщить и сказать, что ты нашел здесь нового для тебя, что в фильме сенсационного, уникального, особенного.
А когда ругаешь, вынужден уныло констатировать, что оператор сработал плохо, актеры не убедительные, а музыка достала. Ну и что ты доказал? Пишут, что у Осадчего ракурсы однообразные, «все время снизу снимает», - и? В чем тут грех? Есть гениальные фильмы, снятые вообще с одного и того же ракурса, никому это не мешает. А если в низком ракурсе поискать смысл (допустим: главная тема фильма – униженность и ее преодоление)? Актер тебе не понравился – а другому понравился. Какие критерии работы актера ты имеешь, чем докажешь? Музыка тебе не понравилась, а другой ее насвистывает уже неделю после сеанса.
Главное же, что вся эта профессиональная расчлененка приводит обычно к какому-нибудь элементарному выводу, совершенно не говорящему о фильме плохо. Типа, «Дуэлянт» - не настоящий блокбастер». Или «автор слишком самоуверен» (Тарковскому это не мешало).
И остается уничтожать не понравившийся фильм единственным доступным и простым методом – «смешной пересказ». Ничего нет проще. Ведь при помощи этого метода можно разгромить вообще любой фильм в истории кинематографа. Самый шедевральный – еще проще, чем посредственный. По сути, это признание критика в собственной несостоятельности.
На самом деле, искать критерии «плохого фильма» дьявольски сложно. Интуитивно ты понимаешь, что фильм нехорош, но попробуй докажи. Для меня это всё случай синей (или она была зеленая?) хлебницы из «Изгнания» Звягинцева, которую Рома Волобуев приводил как доказательство того, что фильм не годится. У меня дома в детстве была именно голубая хлебница, кстати. Но если бы не было, что это меняет? Почему в фильме не может быть хлебницы такого цвета, которого пожелает художник-постановщик?
Я для себя определил два критерия, по которым записываю фильм в «плохой». Первый – банальность (что доказуемо легко, через аналогии). Второй – какая-то отвратительная лично мне идеология (что доказуемо сложнее). С этой точки зрения пока единственная относительно убедительная негативная рецензия на «Дуэлянта» - в Variety, где фильм обвиняют в путинизме. То есть, само по себе это бред, но хотя бы ясна логика, по которой фильм оказывается «плохим».
Еще раз простите все. Из вышесказанного совершенно не следует, что «Дуэлянт» - хороший фильм, а все, кому он не понравился, дураки. Вполне возможно, я сам дурак, а у вас вкус тоньше моего. Но речь не об этом.
http://a-gonch.livejournal.com/3714484.html