Янв 302018
 

Что-то очень много про это кино говорили в блогосфере, в поганом ящике, на биллбордах всяких, ажиотаж достиг прямо нездоровых величин. Давно такого не было — мне аж захотелось узнать в чем дело. Конечно, денег никаких советским киношникам платить из принципа не стал, и даже трафика им своего не уделил — погнушался смотреть онлайн, а просто скачал фильмец с торрентов, когда он там появился.

Обычно я такое игнорирую. Совконостальгия — западло. Спортивные фильмы — еще большее западло. Кино про «великий советский спорт» - западло просто в квадрате, в кубе. Но все же отведал этого зрелища: захотелось посмотреть на успехи коллег (по одной из специальностей я propaganda officer), ну и любопытно было, какого качества продукцию величают ныне «успешнейшим российским фильмом года».

Ну, посмотрел это кинишко об успехе советской сборной на Мюнхенской олимпиаде 1972 года — об оной знал ранее лишь то, что тогда палестинские борцы за свободу казнили сколько-то там сионистских оккупантов земли Аль-Фаластин. С одной стороны, это обычный коммерческий фильм. Красивый, нормальный, особенно если смотреть его с тёлочками в кинотеатре, распивая алкогольные напитки. Для фанатов спорта — самое то. Для студентов и школьников — подходящее зрелище: бодро двигающиеся атлеты, обретаемое через тернии чувство локтя, вырываемое в последний момент у соперника очко … все это может радовать и, наверное, даже вдохновлять на что-то. Неясно только, как от этой картины могут получать эмоции люди старше 30 лет и с высшим образованием — разве что с дьявольского перепою или в процессе выполнения совместной культурной программы со своими детьми — зрелище-то абсолютно мертвое.


Фильм снят каким-то ноунеймом без профильного образования, но это даже не важно — все это при нужном бюджете мог бы снять кто угодно, хоть Ольга Бузова или Людмила Путина. Тут все сделано даже не как по учебнику киномастерства, а по его комиксной популяризации. Мудрый и скромный сенсей с неустроенной жизнью тянет лямку. Игроки потеют и пыхтят, клянут его — а потом видят свои успехи и прославляют мастера. Группка талантливых, но разрозненных одиночек превращается в непобедимый коллектив. Интриги ГБ и завидущих буржуев, немного секса, очень много съемок в рапиде. И в конце - ПЭ-РЭ-МО-ХА!!!!!1 Понятно, что в спортивном фильме навороченный сценарий и не нужен, но никто ж и не пытается сделать ничего нового, одни и те же лекала эксплуатируются до бесконечности. А это приводит к эмоциональной стерильности, к полному безразличию.

Я бы закончил на этом свою заметку, если бы не ряд случайно попавшихся мне отзывов о фильме, в которых полоумные патриоты вопили о том, что он «объединяет нацию», «мотивирует на свершения», «пробуждает дух гордости». Патриотизм, как известно — это последнее прибежище негодяя. Если жулики и воры заводят речь за патриотизм, значит, нужно ждать какой-то особой подлости. А ведь культурой этой страны заправляют эталонных два вора и говноеда — Михалков и Мединский — чья мерзость и вредоносность запредельна даже по РФ-ским меркам. Так что и подойти к ним надо соответственно, обслужить, так сказать, согласно рангу.

Начнем с того, что есть не так много стран, в которых столь неадекватное внимание уделяется удачам прошлых лет: это РФ, Сербия и, в меньшей степени, Венгрия. Эти страны пережили историческое крушение: территориальную и социальную дезинтеграцию, позорные военные поражения, обвал экономики, крах всех идеалов и надежд, полную криминализацию жизни, установление криптофашистских диктатур, а в будущем их (кроме, может быть, Венгрии), несомненно, ждет кровопролитная гражданская война, сопровождаемая геноцидом, применением неконвенционного оружия, тотальным голодом - и уже окончательный развал на мелкие феоды с уровнем жизни как в Албании или Курдистане.

В обеих странах при этом царит совершенно оголтелый культ прошлого: «теплый ламповый Советский Союз» и такая же СФРЮ рисуются прямо-таки сбывшимися утопиями, где БЫЛО ВООБЩЕ ВСЁ. Особое влияние уделяется спорту. Почему? Потому что спорт — наиболее эффективный по соотношению «цена/качество» метод мобилизации масс. «Маленькая победоносная война» не катит — дорого очень, да и военное счастье переменчиво. Организация постоянных политических структур тоже обходится недешево. Я уже не говорю о создании полноценного прозрачного социального государства типа Швейцарии или Исландии, за которое его граждане без всякой пропаганды порвут кого угодно. А строительство стадионов и подачки паре сотен игроков и тренеров сравнительно дешево, а главное — эффект сразу налицо. Когда упившиеся димедрольного пива болельщики на стадионе дружно воют «Рассея свищенная нахбля дж-жява!» - они не лукавят, они вправду впадают в экстаз патриотизма; в этот момент с их операционной системы как бы слетает фаерволл и туда можно закачать какой угодно вирус. Не случайно уголовные банды болельщиков вовсю эксплуатируются спецслужбами РФ, Венгрии и Сербии: если ситуация выйдет из под контроля, то на помощь полиции придут «эскадроны смерти» с арматурой и помповыми ружьями. Вот и снимают в РФ кинишко про былых чудесных хоккеистов и баскетболистов; в Сербии про баскетболистов и футболистов; в Венгрии — про ватерполистов.

То есть налицо нехилый такой уровень рессентимента: пусть у нас сейчас все хуже некуда (это из-за происков!), но раньше было преотлично, и ежели захотим - «можем повторить» (с). Все такие ленты делаются по одному нехитрому рецепту: из прошлого выбирается некий славный момент, причем, как правило, достигнутый ценой невероятных затрат и усилий — и более ни разу не воспроизведенный, после чего средствами кинематографии приукрашивается до абсурда, безумного «мыльного кинца». И — только успевай купоны стричь да запечатлевать восторженные отзывы: вот, дескать, народу нравится! Впрочем, непременно звучат и трезвые голоса, рассказывающие как все было на самом деле, деконструирующие ура-патриотические враки до основания. Но этих зануд почти и не слышно, а если кто-то все же пробьется через визг клаки, его тут же начнут травить: «ну почто ты, гнида очкастая, народу праздник портишь?!»

Во всяком случае, так я это все вижу. Забавно, что режиссер этого фильма (по фамилии... а, всё равно как там его звать) себя в сторонниках Совдепии не числит, признается, что его поколение туда возвращаться не жаждет, и спортом явно не увлечен, но... баблишко-то зарабатывать надо, и он «взял себя в руки».

По актерам тут что сказать... Полный паноптикум, если честно. Фейс Машкова попадает в кадр чаще остальных, но это, конечно, не актер. Видимо, был в его жизни период, когда маячил шанс получить международное признание, играя в западных фильмах хоть на вторых-третьих ролях, но так и не срослось. Вышиблен за полной профнепригодностью. А в РФ ничего, пипл хавает, отдельные удоды его даже «глыбищей» считают. Вот этот катастрофический упадок вкусов и позволяет Машкову держаться на плаву, лениво ходить перед камерами, сохраняя на мозолистой моське такое трагическое выражение, словно он силится удержать выскальзывающую анальную пробку весом в килограмм, и получать за это деньги, а не - как он того заслуживает - побои. В ту же кассу — прочие спортивные чиновнички, этакие радеющие за Расею дяди, особенно достает утомительно хрипатый Гармаш со своими быдланскими ужимками, со скукоженной собачьей харей потомственного дворника и стукача.

Глаз немного отдыхает на игроках. Но это потому что они никакие. Впрочем, после вонючего, гнилого, переперченного азиатского джанк-фуда даже обычный пресный вареный рис покажется вкусной едой. Девки наверняка будут млеть со статных парубков, среди которых особо выделяются Усатый Мужик, Крашеный-Хной-Прибалт и Смазливый Болезный — так я их для себя пометил, чтобы не забивать их (и их прототипов) ненужными ФИО голову, ведь память надо беречь — даже  компьютерную, не говоря о разрушающейся от перенапряжения человеческой. Судя по недовольным отзывам, там опять все переврали, с ног на голову поставили: прибалт, якобы, не был таким оголтелым нацистом, у смазливого болезнь диагностировали много позже, слепой таджик носил линзы еще до прихода нового тренера, но это уж для совсем повернутых на теме гиков.

В общем, схематизация повествования и утрирование характеров вполне оправданы. Так до этих вышедших в тираж спортсменов вообще никому дела не было, а тут их хоть живыми людьми показали. Предельно шаблонно, конечно: грузины типажа Мимино уже давно не вызывают радостного смеха, а «мужественно преодолевающие недуги» герои пробуждают только неприязнь: иди давай лечись, нечего тут пафосно превозмогать, на твое место — очередь из талантливой молодежи, жаждущей мотаться в загранки и контрабанду возить чемоданами, ну, и мячик периодически покидывать, иногда даже — в кольцо. Мудрый, спокойный наставник-тренер тоже не выглядит убедительным, ведь 100% представителей этой профессии работает как-то так:

Хорошо, что тут уж не было навязчивой исторической стилизации, а то она в последнее время совсем достала. Тут, скорее, крен в другую сторону — полная историческая небрежность с перевранными флагами и искажением прошлого. Даже на микроуровне: не мог в 1972 году высокопоставленный чиновник-коммунист произносить слова «как Бог даст», «с Богом» - что постоянно делает Машков. Посмешил и его сынишка, заявивший по тщательно прослушиваемой международной связи, что «на победу нашей сборной во дворе три рубля поставил». Жаль, коэффициент не указал! Про бессмысленный шмон на таможне, игру в стритбол с негритянскими наркоторговцами, тратой личных денег тренера на лечение занемогшего подчиненного я просто молчу: врачу не пристало убеждать помешанного пациента в том, что он бредит.

Мне тут другое понравилось. Школа советской пропаганды все же повышает квалификацию. Фильм — ясное тому подтверждение. Ширнармассы восприняли картину как «патриотическое» и «сплачивающее» произведение, хотя на деле это весьма издевательское и жестокое кино. Если очистить фабулу от декора, экшена и соплежуйства, то в сухом остатке имеем следующее. В команду пришел новый тренер, который начал тренировать спортсменов по западным стандартам — и при огромных трудозатратах и денежных вливаниях, лучшие советские баскетболисты умудрились победить второстепенную американскую команду на второстепенном состязании, да и то — с разницей в одно очко, с помощью какого-то мухлежа с правилами, дурацкого крючкотворства. Так можно героизировать все, что угодно, в стиле «Брежнев пришел вторым, Никсон предпоследним». То есть стиль работы Агитпропа становится более тонким и интеллектуальным: факты уже не перевираются так грубо, для окучиваемых масс уже не только «entertainment», но даже скорее «infotainment» создается, да и уровень зубовного скрежета приглушен на порядок. Американцы уже не показаны такими подлыми громилами, как в «Легенде 17», хотя и имеет место такое подъелдыкивание с гнилой ухмылочкой: «а че допинг, у нас допинг? Ну и у них тоже допинг! Вы им скажите сначала! что, слабо что ли?».

Ну и снято все более-менее на уровне. Далеко не Голливуд, конечно, но смотреть, отключив голову, уже можно. Конечно, успешность фильма объясняется вовсе не его выдающимися качествами. Судя по всему, мы имеем дело с невидимой обычному глазу целенаправленной работой соответствующих ведомств, которые осваивают некие новые PR warfare, устраивают своего рода «учения и маневры», выводя, например, нишевый фильм средней паршивости - в топы национальных чартов. Осознание этого завораживает, наблюдать за этим можно бесконечно, как за пламенем в камине. Печалит лишь то, что завтра все эти технологии будут использованы против народа, против меня в том числе, и, скорее всего с самыми трагическими последствиями. Но ... плевать на это, carpe diem.

https://richteur.livejournal.com/343800.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика