Продолжаем. Похоже, на этот раз знакомых всем персонажей будет побольше.
Редкий случай, когда Коэны сняли «серьёзное» и немногословное кино, в котором даже нет музыки. При этом, как всегда, картина запоминается одним ярким персонажем, выбор которого кажется мне здесь очевидным. Жгучий испанский красавчик Хавьер Бардем неожиданно предстаёт в образе чокнутого маньяка, любящего поговорить и убивать людей необычными способами. В некотором роде Чигур вызывает даже большую симпатию, чем герой Джоша Бролина, взявший чужое и пытающийся спрятаться от того, от кого спрятаться нельзя. К тоже, несмотря на свои нездоровые наклонности, Антон довольно умён и спокоен, и следует странной и хаотичной логике поведения, иногда представляющейся вполне здравой (исключая желание убивать всех без разбора). А его злобно-непроницаемое лицо и характерная чёлка – то, что встаёт перед глазами в первую очередь.
Редкая попсовая героиня в моём списке, которую я никак не мог обойти стороной. Несмотря на откровенную эффектность и чистую развлекательность нолановского хита есть в нём элементы какой-то таинственной запредельной магии и даже грусти. И связаны они именно с образом Мол, на протяжении всего фильма преследующим Кобба и кажущимся особенно значительным оттого, что сама она мертва. И отчаянная щемящая тоска, и тихая нежная грусть – это то, что читается в глазах героини Марион, вынужденной как будто против своей воли не покидать любимого и даже чинить ему препятствия, хотя сама по себе она давно не существует. И есть в этом страстном, печальном и глубоком взгляде что-то страшно привлекательное и манящее, словно затягивающее в небытие или обещающее невозможную встречу… где-то, в чьих-то снах.
58. R2-D2 (Кенни Бейкер, «Звёздные войны»)
И сразу же – ещё один попсовый и даже мегапопулярный персонаж из вселенной Лукаса, которого я обожал всегда. Конечно, такой герой – это совершенно беспроигрышный вариант. Маленький, круглый, умилительно пиликающий робот, постоянно и повсюду следующий за главными героями – это своего рода бессмертный символ, напоминающий о славном прошлом, да и вообще отвечающий за связь времён и объединяющий вселенную каким-то единым духом. Прельщает в R2-D2 и то, что он – всегда второстепенный, но неизменно полезный и важный участник событий (я уж молчу о том, что почти неуязвимый), без которого многое бы не могло случиться. Ведь кто бы ещё доставил контрабандой планы Звезды Смерти! И вообще, незримо воплощённый Кенни Бейкером персонаж претерпевает по ходу франшизы интересные и забавные изменения, доходя до того, что начинает летать, бить током и поджаривать неугодных ему вражеских дроидов. Поэтому этот маленький робот является для меня самой яркой и удачной находкой Лукаса наряду с Дартом Вейдером.
57. Леночка Крылова (Людмила Гурченко, «Карнавальная ночь»)
И ещё один довольно известный в нашей стране персонаж, которого многие, наверное, уже устали видеть на экранах телевизоров 31 декабря. Чего не могу сказать про себя, так как Леночка Крылова всегда создаёт для меня не только сам фильм, но и праздничное настроение вообще. Подчёркнуто положительная, весёлая, находчивая и трудолюбивая советская героиня где-то даже чересчур хороша и неправдоподобна, но в целом – это один из самых запоминающихся и светлых образов во всём советском кино. Образов, которыми Эльдар Рязанов щедро снабжал нас в течение всей своей карьеры – пусть и не все они удались в такой степени.
56. Обломов (Олег Табаков, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»)
Что ж, раз пошли по советскому, вспомним и ещё одного замечательного и характерного русского героя. Честно говоря, даже чудесная книга Ивана Гончарова не произвела на меня в своё время такого сильного впечатления, какое произвёл пару лет назад фильм Никиты Сергеевича. Кажется, что все три центральных персонажа – огромная актёрская удача, но то, насколько аутентичен Табаков в роли ленивого и прекраснодушного русского барина не поддаётся описанию. Только через его игру и его жизнь в этом образе я сумел наиболее ясно и глубоко прочувствовать трагедию Обломова, ставшего вдруг таким неожиданно близким. Но не стану отрицать, что контраст с Богатырёвым имел большое значение для более полного раскрытия образа.
55. Роуз (Кейт Уинслет, «Титаник»)
Ещё одна героиня, которую я не мог не включить, несмотря на её и без того широкое признание. Весь фильм Кэмерона светится каким-то волшебством и грандиозной торжественностью, хоть и не выходит за пределы огромного океанского лайнера. Но больше всех блистает и покоряет, конечно, Кейт. Её героиня запредельно изящна и прекрасна, а вдобавок имеет ужасно красивую и трогательную историю, к которой, что с собой ни делай, не можешь остаться равнодушным. В «Титанике» Кэмерон довёл голливудское кино до визуального совершенства и вершины накала страстей. Поэтому ему была нужна актриса, которая вместе со всем этим великолепием будет воздействовать на зрителя не менее мощно. И сказать, что Уинслет не справилась, было бы чудовищной несправедливостью.
54. Генрих V (Том Хиддлстон, «Пустая корона»)
Популярность Тома в образе Локи отнюдь не случайна. Он – актёр, обладающий крайне незаурядной и обманчивой внешностью. Глядя на его лицо, никогда нельзя сказать, добрый он или коварный, милосердный или беспощадный. В этом он напоминает Чарльза Бронсона, о котором здесь уже шла речь и который умел с такой же лёгкостью сохранять двусмысленное выражение лица, не выражающего ничего определённого, кроме затаённой и опасной насмешки. Однако в иные моменты Хиддлстон буквально излучает добродушие и дружелюбность, что нередко ощущаешь по ходу просмотра «Пустой короны», где он играет сначала принца, а затем – знаменитого короля. Знаменитого, конечно, благодаря Шекспиру, но разве можно забыть и Тома, обращающегося с проникновенной речью к своим собратьям англичанам перед самой битвой при Азенкуре? Это такой выплеск братской любви и ясно ощутимого единения всех людей вокруг, что некоторая пафосность эпизода лишь усиливает нужное впечатление, ведь дальше произойдёт чудо. Впрочем, в меньшей степени, но оно происходит и раньше – всё время, пока Том присутствует на экране.
53. Доринда (Холли Хантер, «Всегда»)
Кое-кто высказал вполне естественную догадку о попадании в список героини Одри Хепберн, которая с присущей ей нежной и светлой лёгкостью воплотила образ ангела (впрочем, она была им всегда). Однако мне навеки запала в душу совсем другая женщина. Всем очевидна обаятельность и искреннее радушие Джона Гудмана, равно как и нет сомнений, что постаревший Ричард Дрейфусс хоть сколько-нибудь потерял от своей былой харизмы, оставшись добрейшим и чертовски приятным парнем, которого седины только красят. Но истинный дух этой картины выражается в сильнейшей любви, а объект восхищения двух разных мужчин здесь – конечно, же милая и очаровательная Доринда. Говоря о Салли, я уже упоминал об одном или двух типах идеальной внешности и красоты, в которых воплощается для меня идеальная американская героиня. Так вот персонаж Холли Хантер – та самая женщина. Есть в ней что-то по-мальчишески разболтанное, задорное и настойчивое – и в характере, и во внешнем облике – но в остальном она очаровывает именно как чудесная и преданно любящая женщина, следующая своему сердцу и потому переживающая страшную трагедию, чтобы обновлённой вернуться к новой жизни. Не знаю, какова эта актриса в других фильмах, но у Спилберга она смогла сотворить нечто такое, что непостижимо для моего ума.
52. Ричард Д. Уинтерс (Дэмиэн Льюис, «Братья по оружию»)
И снова роль, бьющая наповал с первого же попадания. Командир роты «Easy», высадившейся в Нормандии, чтобы наконец-то всерьёз вступить в страшную войну, демонстрирует зачатки блестящего офицера и товарища уже с самого первого эпизода. Ричард Уинтерс пройдёт долгий и тяжёлый путь – от берегов Франции до сердца Германии, от чина лейтенанта до почётного звания майора – не желая бросать своих парней в бою до последнего, пока каждый из них не окажется в безопасности. Этот замечательный сериал полон самых разных и удивительных лиц, которые сложно забыть, раз увидев, но именно герой Льюиса выступает в роли сплачивающей, по-отечески надёжной и благородной силы, а также – простого, честного и хорошего солдата, познавшего вся тяготы войны и вышедшего из неё победителем.
Мультфильмы Миядзаки славятся, прежде всего, сильными и яркими женскими персонажами, которые почти в каждой его работе стоят во главе всех конфликтов (хотя как таковых их у японского аниматора совсем немного). Но с давних пор я питаю особенно нежную привязанность лишь к одной из них. В общем-то, Навсикая воплощает в себе все лучшие черты героинь Миядзаки – добрая и милая девушка с широкой душой и любящим сердцем, сильная и мужественная воительница, прекрасная принцесса и, наконец, обещанный Мессия своего народа. Но, пожалуй, наиболее важная черта её характера – желание жить в гармонии с природой и со всем миром, полном зла и несправедливости. Которые можно искоренить лишь одним путём – деятельным добром, служением и жертвой. И, пройдя свой крестный путь, Навсикая воскресает в ещё более светлом и прекрасном облике.
https://mr-henry-m.livejournal.com/19304.html