Наверное, нет в нашей стране человека, не смотревшего замечательный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Реплики главных героев фильма уже давно стали крылатыми, а банда «Чёрная кошка» в сознании обывателей стала чуть ли не самой кровожадной шайкой за всю историю отечественного криминала.
Однако как бы эффектно ни был сделан фильм, следует помнить, что все-таки это плод фантазии сценаристов и режиссера. Так где же заканчивается историческая правда и начинается художественный вымысел?
Начнем с банды, ликвидацией которой, собственно, и занимаются на протяжении всего фильма его главные герои. Во-первых, «Чёрная кошка» была не одна — их было много, и не только в Москве, но и в других городах СССР. А во-вторых, ни одного матерого уголовника в «Чёрной кошке» никогда не было. Это были подростковые группировки, в принципе не совершившие ни одного серьезного преступления. Однако страху на мирных обывателей участники «Чёрных кошек» напустили немало.
Например, в начале декабря 1945 года жители дома № 29 по 2-й Извозной улице (ныне Студенческая улица в Дорогомилово) обнаружили на дверях подъезда странную записку. На белом листе бумаги, вверху которого был нарисован череп с двумя скрещенными костями, пестрела надпись: «Объявляю, что при налете на какую-нибудь квартиру, жители этой квартиры не должны сопротивляться, иначе будут приняты меры». А внизу добавлено: «До 12 часов вещи ваши, а после 12 наши. Ждите, стерегите и дрожите». И подпись: «Чёрная кошка».
Такими объявлениями осенью 1945 года была увешана вся Москва.
Естественно, граждане и особенно гражданки, начитавшись подобных угроз, бежали в милицию. Авторов этих записок ловили, и в большинстве случаев выяснилось, что это — обычные московские мальчики и девочки, причем частенько из вполне благополучных семей. Например, авторами записки на 2-й Извозной улице оказались несколько подростков, руководил которыми 14-летний Владимир Колганов — ученик 7-го класса московской школы № 665.
Среди тех, кого не обошла стороной «Чёрная кошка», встречались и тогдашние знаменитости. Так, промозглым осенним утром 1945 года диктор всесоюзного радио Юрий Левитан обнаружил в почтовом ящике записку с предложением немедленно покинуть свою квартиру. В углу листка красовался силуэт черной кошки. Левитан, не на шутку испугавшись, позвонил куда следует. Естественно, на поиск злоумышленников были брошены лучшие сыщики МУРа. Но вскоре выяснилось, записку в почтовый ящик подбросил простой московский школьник, решивший пошутить.
Пик деятельности «черных кошек» пришелся на осень 1945 года, а уже в начале 1946-го поток угрожающих записок пошел на спад, и к концу года о «Чёрных кошках» все забыли. А вот реальную угрозу для москвичей в то время представляли совсем другие банды — состоявшие в основном из дезертиров и уклонистов от службы в Красной армии. К тому же эти банды были хорошо вооружены трофейными и прочими «стволами». Об этом, кстати, в фильме идет речь в сцене выступления начальника милиции в клубе. Помните фразу: «Еще шевелится это бандитское болото, насыщенное к тому же трофейным оружием. Они пользуются тем, что для их полного искоренения у нас временно не хватает опытных кадров. Многие наши товарищи полегли на фронтах войны».
Реальные факты таковы.
За годы войны московская милиция действительно понесла серьезные потери. На фронт ушли 12 тысяч сотрудников, и не все из них, увы, вернулись. Кадровые дыры руководство милиции пыталось латать, призывая на службу из запаса ветеранов НКВД, а также девушек-комсомолок. Этот момент обыгран в фильме. Возлюбленная Володи Шарапова Варвара Синичкина как раз и была призвана на службу в милицию со студенческой скамьи – она, как мы помним по фильму, была студенткой пединститута.
Впрочем, дефицит опытных сыщиков не единственная проблема, которую пришлось решать московским стражам порядка. В связи с эвакуацией столичных заводов и учреждений, население Москвы к декабрю 1941 года сократилось почти на два миллиона человек. Многие дома пустовали. Разумеется, этим обстоятельством, равно как и трудностями со снабжением, не преминули воспользоваться уголовники. Ветераны московской милиции вспоминают, что весной-летом 1942 года по городу прокатилась первая волна грабежей, разбойных нападений и убийств. А к концу войны в столице действовали десятки организованных преступных групп. На их ликвидацию и были направлены основные усилия столичных сыщиков.
Теперь о главных героях фильма и их прототипах. Любимец публики Глеб Жеглов – это фантазия братьев Вайнеров. А вот у Володи Шарапова был вполне реальный прототип – московский сыщик по фамилии Арапов. Правда, реальный Арапов и киношный Шарапов имеют существенные отличия.
Володя Шарапов, как мы помним, пришел в МУР летом 1945 года сразу после демобилизации из армии, где он прослужил всю войну разведчиком. Реальный Владимир Арапов на фронте не был, да и не мог быть, поскольку в годы войны был слишком молод. Как и многие его сверстники, во время войны он работал на заводе «Динамо», а до этого учился в машиностроительном техникуме, несколько лет состоял в отряде содействия милиции. После войны Арапов собирался вернуться в родной техникум, чтобы закончить учебу. Но 19-летнего парня заметили сотрудники 37-го отделения милиции и пригласили на службу в органы правопорядка.
Шесть лет Арапов прослужил в 37-м отделении милиции, которое в те годы находилось на Динамовской улице (в районе Пролетарки), а в 1951 году перешел на службу в МУР. Сначала был помощником опера, а в 1963 году стал начальником отдела по раскрытию убийств, грабежей, разбоев и половых преступлений. Как раз в те годы в МУРе служил будущий писатель Аркадий Вайнер. Там-то и состоялось их знакомство, а позднее именно с Арапова братья Вайнеры писали образ молодого офицера-фронтовика, пришедшего на службу в МУР.
Причем, некоторые черты реального Арапова сценаристы фильма привнесли и в образ Жеглова: напористость, личную смелость, жесткость, полную самоотдачу в борьбе с преступностью. Этими чертами как раз в полной мере обладал реальный Арапов. Так что, отчасти образ Жеглова тоже написан с него. Таким образом, Владимир Арапов послужил прототипом сразу двух главных персонажей фильма — и Володи Шарапова, и Глеба Жеглова.
Владимир Арапов принимал участие в раскрытии многих резонансных преступлений советской эпохи. Например, благодаря его сыскному мастерству было раскрыто ограбление квартиры народной артистки СССР Александры Яблочкиной, а также пойман первый советский маньяк Ионесян по кличке Мосгаз.
Но самое громкое уголовное дело, которое распутывал Арапов, — это ликвидация банды Ивана Митина, которая в конце 1940-ых — начале 50-х годов наводила ужас на Москву. На счету этой шайки 11 убийств и 28 вооруженных ограблений сберкасс, магазинов, пивных баров. Именно похождения этой шайки и легли в основу сюжета телефильма.
Арестовали бандитов в феврале 1953 года. Аресту предшествовала сложнейшая оперативная работа. В банду даже пришлось внедрять одного из сотрудников МУРа. Эта ситуация блестяще обыграна в фильме. Роль внедренного сотрудника, как мы помним, сыграл Володя Шарапов. Правда, получилось это у него скорее случайно, по роковому стечению обстоятельств – специально в банду его никто не внедрял.
А в заключение несколько слов о реалиях послевоенной Москвы. В целом жизнь столицы показана в фильме весьма правдиво. Начнем с общепита.
Коммерческий ресторан «Астория», куда так любил захаживать красавчик Фокс, в Москве действительно был. Его открыли в январе 1944 года в доме 10 по Тверской улице. И таких заведений было несколько. Первые рестораны военной поры стали открываться уже зимой 1942 года. За пять рублей в них предлагали обед, состоявший из мясного супа, картошки и жареной воблы. От желающих не было отбоя. Чтобы попасть в рестораны, люди занимали очередь чуть ли не с ночи и готовы были часами стоять на морозе.
Чтобы сократить очереди, власти постоянно расширяли сеть ресторанов и кафе. Так, весной 1942 года рестораны первого класса открылись на всех девяти столичных вокзалах. А в 1944-ом появились ночные кабаки, которые работали до пяти утра, там играла живая музыка, выступали артисты. Так что веселенькая атмосфера и обильная еда с выпивкой, показанные в фильме, — непременный атрибут столичных ресторанов того времени. Это — правда.
В течение всего военного времени в Москве работали кинотеатры и театры, музеи и библиотеки, за исключением тех, что были эвакуированы на восток. Круглогодично в городе проводились спортивные соревнования: массовые забеги, кроссы, лыжные эстафеты, футбольные матчи. Эти мероприятия пользовались огромной популярностью у горожан и неизменно собирали большое количество участников. Так, в лыжном кроссе в начале 1943 года, например, приняли участие свыше 400 тысяч человек.
А летом 1942 года, в разгар войны, в Черкизово было открыто ателье мод: столичные дамы даже в суровое военное время хотели красиво выглядеть и со вкусом одеваться. Похоже, именно в этом ателье и трудилась подружка Фокса Ирина Соболевская, которую в фильме сыграла актриса Наталья Фатеева.
Транспорт и почта в Москве бесперебойно работали всю войну. Единственный месяц, когда не ходили трамваи и несколько дней не работало метро, — это октябрь 1941-го. Но уже в ноябре по Бульварному кольцу было восстановлено трамвайное движение. И больше никаких перебоев в работе общественного транспорта не было. На одном из трамваев маршрута «А» в фильме уехал бандит, убивший на бульваре Васю Векшина.
Конечно, строгое око историка, да и просто наблюдательного зрителя, без труда найдет в фильме некоторые незначительные огрехи. Например, в сцене, где Шарапов идет по железнодорожным путям на станции «Лосиноостровская», почему-то в кадре появляются современные вагоны. А в осеннем парке, по которому гуляют Володя и Варенька, на заднем плане лихо проносятся автомобили марки «ЗИЛ». В 1945 году таких автомашин на московских улицах, естественно, не было.
Впрочем, всё это можно отнести скорее к разряду киноляпов, без которых, увы, не обходится ни один даже самый хороший фильм на историческую тему.
Сергей ХОЛОДОВ, историк
На снимках: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»;
на улицах военной Москвы (фото из архива Центрального музея МВД РФ);
Владимир Арапов.
http://favor-in-all.livejournal.com/742444.html