Оригинал взят у invisible_genij в Знакомый, но неизвестный Ли Инглби
Писать о любом актёре - большая ответственность: если он известен - рискуешь быть уличенным в неточностях, если нет - твоя задача - выгодно подать, достойно презентовать его общественности. Писать о любимом актёре сложно вдвойне, потому что внутри бушуют чувства, захлёстывают эмоции и хочется говорить, говорить, говорить без остановки, перескакивая с одного творческого аспекта на другой, сдабривая всё это умилёнными поскуливаниями и постанываниями. А потому не стоит ждать от этой записи скрупулёзного исследования всех пунктов фильмографии актёра и хронологического порядка. Давайте просто насладимся совместным свободным полётом в неизведанное 😉
Возьму на себя смелость утверждать, что лицо Ли Инглби в той или иной степени знакомо всем любителям британского кино и (особенно) телевидения.
Возможно, кто-то вспомнит трогательного Смайка из "Жизни и приключений Николаса Никльби" (экранизации одноименного романа Чарльза Диккенса от 2001 года, которую часто называют лучшей: солирует здесь Джеймс д'Арси, а вокруг него в больших и маленьких ролях можно обнаружить Чарльза Дэнса, Пэм Фэррис, Тома Холландера, Доминика Уэста, юных Тома Хиддлстона и Джей Джея Филда).
Или вам запомнился растерянный и трагичный мичман Холлом в "Хозяине морей: на краю Земли" (в одной команде с опытными Расселом Кроу и Полом Беттани) - неуверенный в себе молодой человек с невыдающимися вокальными данными и тонкой душевной организацией, пытающийся завоевать уважение команды, но так и не нашедший себя.
Может быть, вы заметили его в "Виртуозах", или вместе с Сэмом Тайлером в "Жизни на Марсе" обнаружили его (загадочного отца главного героя) в гостиничном номере. Или, как преданный фанат классического британского детектива, обратили внимание на детектива-констебля Колина Хардса рядом с мисс Марпл (в исполнении Джеральдин МакЮэн) в эпизоде "Немезида".
А, может быть, для вас Ли, как для многих жителей планеты, прикоснувшихся к киновселенной "Гарри Поттера", в первую очередь Стэн Шанпайк. Или вы видели, как он борется с жуткими женщинами-зомби в трэше "Попали!" (Doghouse: встречается и под названием "Конура"), или грозит тысячилетними вампирскими зубами героям изобилующей прекрасными мужчинами замечательной британской версии сериала "Быть человеком".
Вполне вероятно, вы встречали Инглби в полевом госпитале Первой мировой ("Багряное поле"), где он (Уилфрэд "Батя" Тирел) ради своих тринадцати (оставшихся в живых и уверовавших в то, что неуязвимы, пока держатся все вместе) солдат готов пойти наперекор любым медицинским диагнозам.
Также вы могли видеть его в остросюжетном "Лютере", в роли, на мой взгляд, одного из лучших психов (хоть, признаю, и не самого лучшего) этого сериала - неотвратимого и безжалостного, но в то же время жалкого и вызывающего презрение Кэмерона Пэлла.
Или были тронуты милым Кротом из "Ветра в ивах" (экранизации сказочной повести шотландского писателя Кеннета Грэма от 2006 года), где ему составили компанию такие зубры (крысы, жабы, барсуки) как Марк Гейтисс, Мэтт Лукас, Боб Хоскинс, Имельда Стонтон...
Позже (в 2008 году), когда Марк решит попугать нас "Мрачным домом", он будет именно Ли (ну, а точнее его герою - Бену) рассказывать страшные истории о загадочных событиях, веками происходивших в старинном особняке, и припасёт самую жуткую для него самого. После чего я, как человек впечатлительный и абсолютно не приспособленный для просмотра даже лёгких ужастиков (но посмотревший Crooked House на свою голову), долго боялась собственной тени, особенно когда неровный огонёк свечи высвечивает что-то неясное в углу.
К слову, Инглби и Гейтисс ещё не раз встретятся на одной съёмочной площадке. Ведь Марк знает, что Ли способен даже малюсенькую роль сделать яркой и запоминающейся, что он продемонстрировал в "Первых людях на Луне" - ретро-экранизации одноименного романа Герберта Уэллса, сценарий к которой в 2010 году написал Гейтисс (он же снялся в главной роли, пригласив в компаньоны Рори Киннера).
Что ж, а теперь давайте узнаем нашего героя поближе 😉
Ли Инглби родился 28 января 1976 года в Бернли (Ланкашир, Англия). Первые шаги в профессию делал на местной сцене Burnley Youth Theatre. Учился в Edge End High School, где постигал азы драмы под руководством Брайана Вэллока (Brian Wellock), который ранее наставлял Джона Симма и ориентировал всех своих учеников на профессиональный театр. Позже Ли продолжил образование в Accrington and Rossendale College, откуда перевёлся в Лондон, в драматическую школу LAMDA.
Можно сказать, что актёрство в семье Инглби передаётся по наследству. Отец Ли, Гордон Инглби служил актёром местного театра. В 2002 году Ли напишет сценарий короткометражки Cracks in the Celling, где внезапный визит отца выведет героя из состояния задумчивости и... И они снимутся в ней вместе (увы, в сети видео не найти).
Да что там говорить, вся семья Инглби достаточно творческая: и пусть в ней всего два профессиональных актёра, но и мама, и одна из сестёр (Ли - младший из троих детей) Донна пробовали свои силы на любительской сцене. И однажды вся эта творческая компания собралась вместе, чтобы сняться в короткометражном фильме A Matter of Conscience:
Дебют же Ли на телеэкране состоялся в 1997 году в финальном сезоне долгоиграющего сериала "Солдат, солдат", повествующего о повседневной жизни вымышленного 1-ого батальона Королевских стрелков.
А уже через год, в 1998-ом он попал на киноэкраны, снявшись в маленькой, но миленькой запоминающейся роли в фильме "История вечной любви" (EverAfter). Это ещё одно, очень вольное переосмысление "Золушки", где туфельки, наконец, канонически и без прекрас сделаны из меха, а в роли феи-крёстной выступает... Леонардо да Винчи.
Ли играет Густава - близкого друга и помощника главной героини Даниэллы (Дрю Бэрримор). Он - начинающий художник и впечатлительный трусишка, но... "дружба помогает нам делать настоящие чудеса", а потому мальчик сделает всё (в рамках скупо отсыпанного ему экранного времени), что в его силах, чтобы его подруга воссоединилась с принцем (Дюгрей Скотт).
В 2000 году Ли получил свою первую главную роль. В свои 24 он сыграл в мини-сериале BBC "Nature Boy" шестнадцатилетнего Дэвида Виттона, который покидает свой дом, чтобы отправиться на поиски отца, о котором сохранил лишь смутные воспоминания.
О, это настоящий раритет! Посмотреть этот сериал в оригинале можно, собирая разрозненные кусочки на ютубе... и, если верить отзывам, оно того стоит! Думаю, чтобы в этом убедиться, будет достаточно нескольких имён: режиссёр - не нуждающийся в представлениях Джо Райт, оператор - Дэвид Хиггс ("Чужестранка", "Мастер побега", "Ожившая книга Джейн Остин", "Шпионы из Кембриджа"), в ролях - Джоанн Фроггат, Пол МакГанн, Лесли Шарп...
Признаться, я всё ещё не могу решиться на просмотр, потому что те фрагменты первого эпизода, которые я видела, говорят о том, что эта история способна перемолоть зрителя по косточкам. Дэвид - очень интересный персонаж: это не нежный романтик, любящий всё живое... нет, живое он как раз любит, но, если запутавшемуся в проволоке оленёнку не помочь, он, не задумываясь, прекратит его страдания, выверенно и без дрожи в руках проведя ножом по горлу. И он знает, насколько люди жестоки... но, возможно, ему как раз и предстоит понять, что что-то может быть иначе?..
Словно для контраста с образом непростого, но всё же положительного Дэвида, в том же 2000 году Ли примеряет на себя роль безаппеляционной сволочи в фильме Питера Шеридана "Парень из Борстальской тюрьмы" (Borstal Boy).
Фильм основан на реальной истории жизни знаменитого ирландского писателя Брендана Биэна и снят по его мемуарам. В 1939 году он как член ИРА был арестован при попытке совершения терактра. Его направили в колонию для несовершеннолетних, где поначалу он планировал побег, но позже завёл дружбу с молодым геем Чарли Милуоллом и дочерью начальника тюрьмы (к слову, начальника играет чудесный Майкл Йорк), приобщился к литературе, театру, переосмыслил свои взгляды, приоритеты, ценности...
Но в первую очередь, это фильм о мальчишках, непростых, свободолюбивых мальчишках, запертых в своём маленьком жестоком мирке, об их потерях и обретениях.
Герой Инглби, Дэйл живёт в одном бараке с Бренданом. Он отбывает срок за изнасилование, но совсем не чувствует себя виноватым. Он жаждет власти - собирает шайку и терроризирует инакомыслящих. Редкостная мерзость и... полное перевоплощение Ли.
Инглби вообще умеет на удивление без остатка перевоплощаться в негодяев.
Не стану заострят внимание на недавнем "Квирке" (сериале 2013 года: в сообществе не раз писали и упоминали о нём). Вспомню лишь то презрение и отвращение, которое вызывал герой Ли Лэсли Уайт (подкатывавший к племяннице главного героя).
Другой пример - Шон о'Нил в сериале "Улица" (The Street) 2006 года.
Сериал состоит из трёх сезонов, которые, насколько я поняла, напрямую не связаны друг с другом. Первый сезон доступен с русскими субтитрами (и, собственно, здесь-то мы и встречаем персонажа Ли). Перед нами шесть эпизодов и шесть историй жителей Bold Street. Мы знакомимся с ними не в самый лучший день, когда автомобиль Питера Харпера (Шон Дули) сбивает соседскую девочку. Ситуация усугубляется тем, что у Питера роман с матерью девочки... В следующем трагикомическом эпизоде мы наблюдаем за кризисом в жизни Стэна МакДермотта (Джим Бродбент), которого проводили на пенсию, и он чувствует свою ненужность. Нам также предстоит узнать историю школьного учителя, который из-за досадного недоразумения практически в одночасье лишается работы, семьи, уважения и доверия окружающих, и историю юного футболиста, который единственным неверным шагом запускает цепочку событий разрушающих его судьбу. Здесь мы встретим и очаровательного таксиста (Тимоти Сполл), который приведёт в свой дом пассажира-африканца, который абсолютно не говорит (и ничего не понимает) по-английски, и этот поступок изменит не одну жизнь.
Герой Инглби, Шон (его история завершает первый сезон) - скользский тип, мошенник, жулик и пьяница. Он считает, что жизнь крупно ему задолжала, а потому даже не пытается найти работу и поменять что-то к лучшему: торгует краденым, ошивается в сомнительных компаниях, регулярно избивает, оскорбляет словом и действием Ивон - мать своих детей. Появление в городе старшей сестры Ивон (Джоанн Фроггат), которая подталкивает сестру к противодействию тирании, лишь усугубляет ситуацию...
Но в отличие от двух упомянутых выше негодяев из коллекции Инглби (Дэйла и Лэсли), Шону знакома любовь, и он по-настоящему заботлив, когда речь идёт о его... голубях. Когда видишь, как он воркует со своими птицами, как переживает о их судьбе, хочется узнать предысторию, попытаться разобраться, под влиянием каких факторов он так озлобился, превратился в морального урода, каким мы его встретили... Но это остаётся на откуп нашей фантазии, потому что история о другом.
Непрост персонаж Ли и в "Арбитре". Фильм совместного производства Великобритании, Швеции и Эстонии до сих пор не был представлен широкому зрителю, хотя премьера в Эстонии состоялась ещё в 2013-ом. В том же году фильм был представлен в программе "К Востоку от Запада" на международном кинофестивале в Карловых Варах и получил Главный приз.
Герой Инглби, Джо - приятный парень (по мнению окружающих) и блестящий молодой ученый из Кембриджа. После расставания с невестой он покидает свой изолированный академический мирок, чтобы опробовать на практике свои теории совершенствования мира. Он путешествует по английскому захолустью в сопровождении 14-летней Рони, своей биологической дочери (когда-то его наняли, чтобы выполнить эту "работу"), и пытается приобщить девочку к тем радикальным идеям, в которые верит сам: социальная инженерия, очищение, убийство... Этакий современный Раскольников, только не знающий сомнений и мук совести...
Уже в трейлере прослеживается трансформация: от улыбчивого, угловатого парнишки-ученого до хладнокровного монстра, решающего, кого казнить, а кого миловать, царственным движением руки...
Но в то же время Ли прекрасно вписывается в мелодраматические и комедийные истории, разыгрывая карту хорошего парня.
Впервые я увидела Инглби в чудесном сериале 2008 года, производства BBC - "Сказки для взрослых" (ну, или просто - Fairy Tales). Сериал снят по той же схеме и в той же "отвязной" манере, что и вышедший тремя годами ранее "Шекспир на новый лад" (ShakespeaRe-Told). Перед нами четыре истории - "Рапунцель" (где занят Ли), "Золушка" (где скромная уборщица Максин Пик и знаменитый археолог Джеймс Несбитт, походя, решают проблему равенства полов), "Новое платье королевы" (исследующая темы "ослепленности" брендами, недолговечности фанатской любви, но главное, задающая вопрос: стоит ли стремление к гламурному блеску и прикосновение к жизни кумиров того, чтобы ставить на карту своё тихое, незаметное, но настоящее счастье) и "Серенький козлик" (самая сказочная, но в то же время самая мрачная и социальная история, в которой - в качестве затравки - мы видим, как тролль-продюсер Боб Хоскинс "терроризирует" музыкальную группу Billy Goat, а музыканты стремятся вырваться из-под его опеки... и в итоге зрителям становится очень даже не смешно).
Но в данном случае нас интересует лишь первый эпизод - "Рапунцель" - пожалуй, самая лёгкая и уморительная из всех четырёх историй (рекомендуется в качестве мощного антидепрессанта и поднимателя настроения).
Итак, действие разворачивается где-то на Балканах. Теннисист Джимми Стойкович звёзд с неба не хватает. Ну, а как побеждать, когда тебе противостоит настоящий мачо Вукусин Эргович (он же - Вак (на самом деле, vuk следует читать как "вук", но мы же простим британцам, что они следуют только своим грамматическим правилам ;)), то есть Волк)! Но в один прекрасный день предприимчивый отец и тренер Джимми решает... заявить его в женский турнир. Так на теннисном корте появляется очаровательная (ох, мне б такие ножки!) Мартина Стойкович.
Не всё у неё ладится, и она лишь чудом проходит в основной этап соревнований, где через несколько встреч (если удастся победить хотя бы в одной!) Мартине предстоит сразиться с первой ракеткой - непобедимой (по легенде, пока она не обрежет волосы) Рапунцель (Чарити Уэйкфилд). Девушка мечтает о прекрасном принце, но деспотичная приёмная мать (и, по совместительству, тренер) посадила свою подопечную под замок, оградив от общения с представителями мужского пола чуть меньше, чем "совсем". Однако, в неуклюжей простушке Мартине она никакой угрозы не видит, а потому, хоть и не понимает возникшей между девушками дружбы, не противится ей. Знала бы она!..
Ещё один проект Ли, который способен наполнить солнцем любой пасмурный день - это сериал 2014 года "Наш зоопарк", о котором в своё время упоминалось в сообществе. Это реальная история создания и становления Честерского зоопарка, на данный момент занимающего первое место в Великобритании и шестое - в мире. Сериал, который можно (и нужно) смотреть с детьми.
Начало 30-х. Джордж Моттерсхед не может забыть ужасов войны и найти себя в мирной жизни. Но потом в его жизни появляется... верблюд!.. и идея - построить зоопарк без клеток: для себя, своей семьи, своей семилетней ангелоподобной младшей дочери Джун и для тысяч других семей и ангелоподобных девочек. У него нет средств, не возможностей, нет поддержки, есть только мечта и горящие глаза малышки.
Сериал снят по книге воспоминаний Джун Моттерсхед (она присутствовала на съёмках), и повествование ведётся, по сути, от имени девочки, мы видим всё через призму детского восприятия, поэтому острые углы сглажены, мир полон ярких красок... Тем не менее, найдется здесь место и драматическим событиям, ведь жители деревушки встречают в штыки предприятие Джорджа, а потому без козней, подлости и предательства не обойтись. Как и без трогательных, щемящих моментов. И, конечно же, любители животных и симпатичных британцев в накладе не останутся!
Мы прослежим историю от идеи лишь до получения разрешения на открытие зоопака. Однако, не смотря на возможность продолжения и зрительскую любовь, BBC не продлевает проект. Это не смогла изменить ни волна негодования, ни сбор подписей в поддержку сериала: как и многие хорошие проекты "Наш зоопарк" уступает своё место в эфире чему-то новому, но остаётся в сердцах своих поклонников как светлая сказка по мотивам реальной жизни.
Но всё-таки более всего Ли к лицу 60-е: он просто врастает в это время и делает его своим.
Немудрено! Инглби сам не раз говорил, что, как ребёнок 80-х, он всегда питал слабость к предшествующему периоду, мечтая обосноваться в 60-х-70-х годах. Ему нравятся музыка, стиль, мода. Он любит The Rolling Stones, The Beatles и The Kinks, у него дома можно обнаружить мебель 60-х, старомодный дисковый телефон и проигрыватель, на котором он слушает виниловые пластинки ("I think it sounds so much better than digital"). Он считает, что костюмы 60-х очень подходят его телосложению и даже позаимствовал парочку из гардероба своего телегероя. Словом, он был бы рал переселиться в 60-е, вот только не представляет как будет обходиться там без мобильного телефона и своих контактных линз (х). А потому путешествует во времени лишь посредством работы, которая то и дело забрасывает его в любимый период.
Конечно же, самой известной его ролью является Джон Бахус - верный помощник и строптивый оруженосец инспектора Джорджа Джентли в одноименном сериале, которому, повторюсь, был посвящен отдельный пост.
Однако, не менее интересны и другие его работы. Например, "Место казни" (Place of Execution) - трёхчастная экранизация (2008 года) одноименного романа Вэл Макдермид.
Действие развивается в двух временных плоскостях. В 1963 году в глухой английской деревушке происходит трагедия: тринадцатилетняя девочка ушла на прогулку и исчезла... исчезла таинственно и бесследно. Расследование ведёт молодой приезжий инспектор полиции Джордж Беннетт (Инглби), и, чем глубже он погружается в обстоятельства дела, тем сильнее его одержимость, желание во что бы то ни стало наказать преступника.
Спустя 45 лет известная журналистка Кэтрин Хиткот (Джульет Стивенсон) вновь обращается к этой истории. Это сложный период в её жизни: постоянные ссоры с дочерью-подростком, проблемы на работе. Документальный фильм о загадочном преступлении должен реанимировать её карьеру, установлены жёсткие сроки, и вдруг Джордж Беннетт без объяснения причины прерывает сотрудничество, отказывается комментировать своё расследование. Кэтрин остаётся одно - самой расследовать события прошлого.
И если на основании описания, вы уже сделали выводы о развязке - поверьте, всё не так просто!..
В этом сериале нет экшена - никто не бегает с пистолетом, эффектно уворачиваясь от пуль, нет неясных теней, заглядывающих через плечо. Мы наблюдаем за довольно рутинной работой: вот расследование полицейское, а вот журналистское - бумаги, фотографии, встречи, сигаретный дым. Но напряжение при этом нагнетается нешуточное - эмоциональное, психологическое. По сути, это история даже не о преступлении и его раскрытии. Она, скорее, о внутреннем законе, о том, что подчас "истина и справедливость - не одно и то же".
Ещё один прекрасный сериал с участием Ли Инглби - White Heat ("Белая жара" или "В осколках раздражения") 2012 года - заслуживает отдельного поста.
Вновь действие развивается в прошлом и настоящем.
В 1965 году судьба в лице эксцентричного домовладельца Джека (Сэм Клафлин) - парня с аристократическими корнями и революционными взглядами - своди под одной крышей юную студентку Шарлотту (Клер Фой), будущую художницу Лили (МайАнна Бёринг), психолога Орлу (Джессика Ганнинг), юриста Виктора (Дэвид Гяси), электронщика Алана (Ли Инглби) и медика Джея (Рис Ричи). Джек не скрывает, что выбрал именно их, чтобы создать маленькую модель государства, объединяющую представителей разных рас, политических взглядов, социальных слоёв... И мы проследим их судьбы, следуя сквозь годы. Мир за окном будет меняться, врываясь в повествование документальными фрагментами теле- и радио-репортажей, демонстрируя неотделимость человека от истории.
Они встретятся через много лет под той самой крышей, чтобы вновь всколыхнуть похороненные воспоминания, разбередить раны, попытаться разрешить застарелые конфликты и разобраться с многолетними обидами.
Прекрасный каст - помимо названной выше молодёжи ещё и Джульет Стивенсон, Линдси Дункан, Майкл Кичен, Пол Копли, и просто невероятная здесь Тэмсин Грег (для привыкшего к её острохарактерным героиням зрителя эта работа может стать настоящим откровением!). Сильная драматическая история о людях, про людей и для людей...
Ну, а закончу я свой обзор творчества Ли Инглби, пустив слезинку над парой фотографий из фильма, который мы с вами, к сожалению, никогда не увидим - "Hippie Hippie Shake" (все обстоятельства этой утраты были в своё время озвучены в посте star_stregoica о Киллиане Мёрфи).
На этом мне, пожалуй, стоит остановиться, оставив за скобками театральные работы, многочисленные радио-постановки, озвучку мультипликационного Боба-строителя, участие в записи альбома Lonely Robot, телерекламу.
Надеюсь лишь, что после моего пространного рассказа Ли станет для вас не просто знакомым лицом, но и актёром, которого вы знаете.
Но, конечно же, лучше меня о мистере Инглби расскажут его работу, а потому - небольшое видео-послесловие...
Несколько короткометражных фильмов, которые иллюстрируют различные грани таланта Ли.
1. "Through the Window" (эпизод богатого на прекрасных актёров и волшебные истории альманаха "10 Minute Tales").
Мини-фильм о том, что "пережить" не значит "забыть", и очень понятный, "человеческий" Инглби.
2. "Wintering" (к сожалению, видео не хочет встраиваться в запись, поэтому желающим увидеть Ли в глубочайшем, разрушительном и разрушающем отчаянии придётся пройти по ссылке: https://vimeo.com/19939063)
3. "Wisdom" и пугающий (не страшный, а именно пугающий - до зубной боли) Инглби. Отсутствие перевода для зрителей (как и я) не владеющих английским языком удваивает жутковатость происходящего 😉
4. "Post-It Love" и трогательный Инглби. Видео, поднимающее настроение и заставляющее улыбаться.
Спасибо вам за то, что дочитали. И спасибо Ли за то, что он существует и вдохновляет.
http://bamssi.livejournal.com/1171084.html