Вот это новость. ЦРУ рассекретило документы, которые свидетельствуют о поддержке американской разведывательной корпорацией романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Была, оказывается, даже директива, которая предписывала соответстветствующим подразделениям обеспечить публикацию романа максимальным тиражом и выдвижение его на Нобелевскую премию.
У меня по этой новости есть несколько вопросов. Нет, не о том, могло это быть на самом деле или нет - возможности американских спецслужб сомнений не вызывают. Дело в другом.
Вот если бы выбирал я, то ни за что бы не вложился в "Доктора Живаго". Поскольку, в отличие от гениальных стихов Бориса Пастернака, вещь не то чтобы даже заурядная, а нудная и труднопроходимая даже для упертого читателя. Напечатайте ее хоть триллионным тиражом, популярность будет примерно та же, что и у речей генсека Леонида Брежнева. Массовый читатель от таких книг шарахается, как черт от ладана, а узкая группа интеллигенции политическую идею романа понимает и без самого текста, поскольку способна мыслить критически.
Это во-первых. А если во-вторых, то теперь у меня сомнения по поводу кумира более крупного калибра - Александра Солженицына. Не профинансирован ли успех его "Архипелага..." из того же кошелька? И выдвижение на Нобелевскую премию - не организовано ли оно теми же людьми из того же ведомства? Это было бы эффективной операцией, так как, в отличие от Пастернака, Александр Исаевич написал романы, действительно воспринимаемые миллионами людей. И "Раковый корпус", и "В круге первом", и "Один день Ивана Денисовича" - вещи интересные, хотя с точки зрения языка и бедноватые, на мой взгляд. Но Солженицын, слава богу, не филолог, а математик, у него на первом месте развернутый анализ системы, и анализ этот убийственно для системы точен.
Так что если ЦРУ поучаствовало в продвижении Солженицына, то аплодисменты - все точно, писателя считает великим президент Путин, который вряд ли читал сами романы, но вдову литератора принимает постоянно и произведения писателя продолжает различными методами переиздавать невиданными для новой России тиражами.
И тут у меня третий больной вопрос. Насколько ЦРУ участвует сегодня в российских СМИ и киноискусстве? Кого оно выдвигает на престижные премии в наши дни? Какие идеи продвигает в массы с помощью талантливых, но оппозиционных власти россиян? Дело тут не списке негодяев, а в оценке масштабов влияния иностранной разведке на массовое сознание жителей государства, которое американцы считают врагом.
Здесь напрашивается последний значимый вопрос. Мы-то что-то похожее сегодня делать способны? Делали же когда-то и очень эффективно, поддерживая Жоржи Амаду, Пабло Неруду, Назыма Хикмета и многих других ярких иностранных литераторов. Или, как обычно, профукали, сосредоточившись на собственном обогащении и поддержке "Единой России"?
А вообще безусловно интересная информация. И вовремя. Как раз достигла пика истерика вокруг талантливого фильма Андрея Звягинцева "Левиафан", получившего "Золотой глобус" и выдвинутого на "Оскар". То ли этот фильм провидческий, то ли опять происки зарубежных спецслужб против российского Отечества, как полагают главные на сегодняшний день защитники России - попы и националисты...
http://komandorva.livejournal.com/642644.html