Оригинал взят у в [Рецензия] Хребты Европы («Европа», Europa Report, 2013 год)
Жанр научной фантастики, который медленно, но уверенно деградирует от захватывающих сюжетов до банального набора шаблонных спецэффектов и сексуальных главных героев, в 2013-м году решил превзойти себя, и взять зрителя количеством, но отнюдь не качеством. Чуть ли не каждая премьера колебалась от шквала негатива критиков до щенячьей радости зрительниц возрастом 13+ (большой привет «Железному человеку 3»). И когда, казалось бы, закат жанра уже близок и острота сюжета до навсегда будет исчисляться величиной бюджета (привет меня зовут Хааан! «Звездному пути: Возмездие») на экраны выходит «Европа», которая на удивление получает просто огромный рейтинг кинокритиков и низкую оценку от зрительниц 13+. Настолько ли он хорош? Давайте смотреть.
Сюжет. «Европа-1» - космолет, задачей которого является исследование той части космоса, где не ступала нога человека, а именно на поверхности спутника Юпитера под названием Европа. Цель исследования выбрана не случайно, т.к. недавно зонд обнаружил на Европе ледники, что говорит о том, что на планете может быть жизнь.
Но, по закону жанра что-то идет не так. «Европа-1» теряет связь с центром на полпути до Юпитера. Выбирая – лететь обратно или продолжить миссию без связи с Землей, команда выбирает второе. Оставшись одними без поддержки с Земли, они отправляются в неизведанные глубины космоса чтоб ответить на вопрос, который никогда не давал покоя человеку – одни ли мы во Вселенной?..
Собственно фильм начинается не со знакомства с миссией или экипажем, а с момента, что «что-то пошло не так». По правде ход весьма интересный, если учитывать, что зритель не понимает вообще что происходит на экране. Конечно, в дальнейшем расставят все точки над i, прыгая туда сюда по сюжету, но это скорее минус, а не плюс, т.к. ближе к середине фильма больше интересно, что же они нашли на Европе, чем ответ на вопрос: что же случилось, что они потеряли связь. Но, пожалуй, это единственный серьезный недостаток в фильме.
Сам же фильм снять в ныне популярном стиле – псевдодокументалистики. Насколько это работает для современной фантастики – вопрос конечно спорный (и да, «Аполлон-18» – это дешевый хоррор слегка притрушенный фантастикой, а не фантастика), но для нормальной фантастики – сработало на все сто. Несмотря на то, что картинка подразумевала полное отсутствие спецэффектов, в некоторых моментах были намеки на их присутствие, и, в целом, получилось неплохо. Так же стоит отметить проработку деталей, конечно, не обошлось и без мелких ошибок, но в целом, они не сильно режут глаз, и будут заметны лишь при повторном просмотре, а для самого дотошного зрителя даже объяснят, откуда в космосе гравитация.
Невесомость
Отдельный плюс фильма в том, что нам все время показывают, сколько времени прошло с момента запуска «Европы-1» в космос, чтоб зритель не терялся во времени. Это конечно мелочь, но иногда просто невозможно понять развитие сюжета и персонажей не зная, сколько же длятся события на экране (привет эпопее про космический пейнтбол «Игре Эндера»). Темп же фильма довольно медленный и вязкий, но при этом не возникает желание перестать смотреть фильм. Наоборот, благодаря такой форме и темпу повествования хочется продолжить просмотр и узнать чем же закончится миссия «Европы-1». И даже когда исход ясен – оторваться от экрана просто невозможно.
Феноменальную по напряжению атмосферу поддерживает отличный саундтрек, что в псевдодокументалках большая редкость. Автор музыки – небезызвестный Беар МакКрири, который ранее работал над всеми перерождениями «Звездного крейсера Галактика», одним из лучших научно-фантастических сериалов последних лет «Эврикой» и над зомби драмой «Ходячие мертвецы».
А вот касса этот фильм обделила. При не очень больших вложениях, размер которых не уточняется (можно только предположить, что бюджет был в пределах 5-10 миллионов долларов) фильм собрал всего 125 тысяч долларов. На то есть две причины: первая – кино довольно таки умное, вторая – фильм получил всего 12 экранов (тот же «Аполлон 18» получил 3300).
Качество картинки на приличном уровне
Создатели фильма не особо известны нашему зрителю – это режиссер Себастьян Кордеро, в активе которого уже есть псевдодокументальная драма «Хроники» с Джоном Легуизамо в главной роли (не путать с фильмом «Хроника», который вышел в 2012 году) и сценарист Филип Джелэтт, для которого это второй фильм в карьере (первый - любительский хоррор «Кровотечение»). В целом, оба справились неплохо и откровенных дыр в сценарии замечено не было.
Актеры. Как и сама команда «Европы-1» была межконтинентальной, актерский состав очень разношерстный. Пусть и героев всего шестеро. Самые яркие образы получились у небезызвестного для ценителей хорошего кино Микаэла Нюквиста, которым он знаком по всем частям из серии «Девушка с татуировкой дракона», а любителям не такого качественного кино – по роли главного антагониста в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», Анамарии Маринки для которой это первая большая роль в более или менее серьезном фильме и Шарлто Копли, более известному как доктор из новой «Команды-А» или не Мэтт Дэймон Крюгер из «Элизиума». Остальные трое – играли нормально, не раздражали, но и в памяти особо не отложились.
Камеры слежения «Европы-1»
Главной идеей фильма является далеко не путешествие по космическим просторам, а осознание цели и ценности собственной жизни. В отличие от возможных ожиданий – тут не делается упор на то, что команда найдет на Европе, а во многом – на личностный выбор во имя науки. Благодаря этому фильм, от тупого копирования Лавкрафтской новеллы «Хребты безумия» переходит в разряд очень сильных фильмов.
По окончанию просмотра нет чувства, что посмотрел фильм, а скорее научно-популярную программу канала Discovery. Вполне вероятно такого эффекта и добивались создатели, но если иногда это попросту раздражает, то в случае с «Европой» это только усиливает эмоции и переживания, а тем самым и эффект от просмотра.
Итог. «Европа» очень сильное, глубокое и эмоциональное кино, а по хорошему, лучший из фильмов вышедших в 2013-м году в увядающем от обилия огромных бюджетов жанре. Это фильм не только о космосе и научных открытиях, но и о людях, судьбах и выборе каждого. И важности этого выбора для себя и для всего человечества.
7 из 10
Максим Сябер
http://alexander7171.livejournal.com/644223.html